Итоги 45-го творческого сезона: Чем запомнился театральный сезон красноярского театра оперы и балета

Итоги 45-го творческого сезона: Чем запомнился театральный сезон красноярского театра оперы и балета
Фото: © красноярский театр оперы и балета

В родных стенах и на гастролях за этот сезон театр дал более 420 спектаклей и концертов.

Красноярский театр оперы и балета завершил свой 45-й творческий сезон, в котором зрителям посчастливилось увидеть премьерные постановки, получить яркие впечатления, зарядиться положительными эмоциями. Этот сезон в театре прошёл под знаком творческих открытий, экспериментов, проектов. Они не могли бы осуществиться без главного качества, присущего артистам — невероятной работоспособности, помноженной на профессионализм.

В родных стенах и на гастролях за этот сезон театр дал более 420 спектаклей и концертов, которые посетили почти 188 тысяч зрителей. Время работы любого театра измеряется не привычным календарём, а театральными сезонами с сентября по начало лета. У Красноярского театра оперы и балета прошедший театральный сезон стал 45-м, и, по мнению его директора Светланы Гузий, весьма щедрым на события, премьеры и победы. В интервью Светлана Владимировна рассказал о достижениях театра и о предстоящем новом сезоне.

Фото: © красноярский театр оперы и балета
Фото: © красноярский театр оперы и балета

— Каким стал 45-й театральный сезон? Как бы вы его охарактеризовали?

— Если одним словом — успешный. Красноярский театр оперы и балета получил 10 номинаций на престижную национальную театральную премию «Золотая маска» за балет «Катарина, или Дочь разбойника». Из них мы получили сразу три Маски: за лучший балетный спектакль, за лучшую женскую роль в номинации «Балет-Современный танец» (Елена Свинко в роли Катарины), за лучшую работу композитора награды удостоен Пётр Поспелов.

В этом году ведущий солист театра Георгий Болсуновский стал лауреатом престижной премии «Душа танца» профессионального журнала «Балет» в номинации «Звезда балета».

Двое солистов оперной труппы получили награды конкурсов вокалистов XXXVI Собиновского Международного музыкального фестиваля в Саратове. 1 премия у Севастьяна Мартынюка и 3 премия — у Валентина Колесникова. Кроме того, Севастьян Мартынюк получил звание Лауреата и 3 Премию на конкурсе оперных певцов «Ангажемент».

За 45-й сезон было поставлено четыре большие премьеры — три оперы («Бесприданница» Даниила Френкеля, «Опричник» Петра Чайковского и «Синяя Борода» Жака Оффенбаха) и балет на музыку современных композиторов «Катарсис Данте». Были и малые формы премьер — оперный спектакль «Он, она и телефон» и детская сказка «Тайна голубого бриллианта».

— 45-й театральный сезон завершился премьерой «Катарсис Данте». Почему выбор пал на это произведение? Расскажите о самом произведении, чем оно уникально.

— Наш театр нечасто обращается к современной хореографии. В этом году мы решили поставить авторскую хореографию, особенно любимую молодёжной аудиторией. Музыкальное сопровождение состоит из 16 произведений современных композиторов в основном в стиле электронной музыки. Художественный руководитель спектакля хореограф и педагог Никита Дмитриевский, создавая этот балет, выступил в качестве автора идеи, режиссёра, хореографа, сценографа и художника по свету. Он создал символическую историю формирования души человека в танце модерн. В постановке 9 равнозначных сольных песонажей, олицетворяющих великого Данте, автора бессмертной «Божественной комедии».

Фото: © красноярский театр оперы и балета
Фото: © красноярский театр оперы и балета

— Наверняка, в новом сезоне театр вновь удивит. Какие проекты ждут зрителей?

— В новом сезоне не останутся без внимания юбилеи великих композиторов Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова. В течение сезона мы покажем постановки «Борис Годунов», «Снегурочка» и другие постановки по произведениям этих композиторов В рамках Международного фестиваля «Парад звёзд в оперном» зрители увидят полюбившиеся спектакли с участием солистов и дирижёров ведущих театров России и зарубежья.

Премьерами для нашего театра станут оперы Жюля Массне «Манон» и Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». Будут и большие балетные новинки: Юлиана Малхасянц поставит балет Адольфа Адана «Корсар». Кроме того, новый художественный руководитель балетной труппы народная артистка России Анна Жарова планирует поставить и исполнить современную авторскую хореографию.

В течение сезона красноярцы увидят на сцене немало звёздных и именитых солистов и дирижёров России и мира. На гала-концерте в сентябре сибиряки услышат лирико-колоратуное сопрано заслуженной артистки России Альбины Шагимуратовой, которая уже покорила оперные столицы мира – Москву, Санкт-Петербург, Зальцбург, Вену, Берлин. Красноярцы увидят пластику премьеров Большого театра – заслуженной артистки России Евгении Образцовой и Семена Чудина, и примы НОВАТа, народной артистки России Анны Жаровой.

На сцене красноярского театра с гастролями будут впервые выступать артисты театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва («Дама с камелиями», «Дон Кихот», «Сотворение»), а также студенческий театр ГИТИС (музыкальный водевиль «Хлопотун, или Дело мастера боится», опера «Ася», опера «Перекрёсток»).

Уверена, следующий сезон принесёт красноярскому зрителю множество ярких постановок и имён!

Пришли делать успешный театр

Также за этот сезон в театре произошли кадровые изменения. Главный режиссёр и художественный руководитель оперной труппы, художественный руководитель балетной труппы и главный художник рассказали о новом месте работы (ведь они приехали в Красноярск из других городов), зрителях и постановках.

Ирина Лычагина — главный режиссёр и художественный руководитель оперной труппы театра. Выпускница ГИТИСа, В 2000-2023 гг. работала режиссёром-постановщиком оперной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, режиссёр по пластике и хореограф знаковых для театра спектаклей-номинантов и лауреатов премии «Золотая Маска».

Фото: © красноярский театр оперы и балета
Фото: © красноярский театр оперы и балета

— Художественным руководителем оперной труппы и главным режиссёром Красноярского театра оперы и балета вы стали в апреле 2023 года. Как вам наш театр? Каковы первые впечатления?

— Я уже была знакома с коллективом, поскольку работала на фестивале Дмитрия Хворостовского. Собственно, это и стало поводом для того, чтобы приехать в Красноярск. Здесь есть замечательные певцы, с которыми можно создавать интересные проекты. Я рада, что теперь работаю вместе с этой командой. И театр мне очень нравится, хоть и требует реконструкции. Уже обновлен свет и звук, но механика сцены осталась прежней, и площадей явно не хватает.

— Судьба художественного направления театра теперь в ваших руках. Скажите, пожалуйста, как формируется репертуар, труппа театра? Как вы выбираете материал для новых постановок, чтобы это стало стопроцентным попаданием в зрительское сердце?

— Насчёт точного попадания в зрительские сердца меня терзают смутные сомнения. Подобная меткость требует глубокого понимания потребностей зрителя. Я не так много времени в Красноярске, чтобы знать, какие произведения лучше воспринимаются публикой.

Но есть такая особенность: если работа талантливая, она обязательно находит горячий отклик. И зрители всегда чувствуют, когда труппа работает в единстве, когда все цеха поддерживают друг друга. Ведь, если у театра есть желание подарить что-то публике, то люди в зале обязательно ответят любовью. Спектакль — это энергетический обмен между сценой и зрителем. Если артисты будут работать вдохновенно, творчески, то, я думаю, что их труд обязательно найдет поддержку у тех, кто приходит на спектакль.

Однако, при выборе будущих премьер самый главный ориентир, всё-таки, состав труппы. Как и у многих театров России, наша проблема — не сбалансированная по голосам труппа. У нас есть замечательные тенора и баритоны, но не хватает басов. Не помешает ещё меццо-сопрано, нет драматического сопрано, на котором лежит весь основной репертуар. Но мы уже начали дополнительный набор исполнителей. Хороших певцов много не бывает.

— В вашей профессиональной копилке много успешных спектаклей. Чем гордитесь вы?

— Думаю, что гордиться нужно достижениями театра и артистов. Если певцы будут с удовольствием работать, если они полюбят новые спектакли, найдут неожиданные краски для спектаклей, что давно идут на сцене театра, я буду считать свою работу выполненной. Мне кажется, главное достижение — это когда артисту интересно, когда певец на сцене счастлив, а не просто отрабатывает положенные часы.

Анна Жарова, народная артистка России, прима-балерина театра НОВАТ, с мая этого года является художественным руководителем балетной труппы Красноярского театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского. Окончила Новосибирское государственное хореографическое училище (1997, класс заслуженной артистки РФ Т.К. Капустиной). В 2014 году окончила Сибирский институт управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, по специальности «Управление персоналом»).

На сегодня в репертуаре балерины не один десяток ведущих партий, на её счету премия «Золотая Маска», премия «Душа танца», многократно – новосибирская театральная премия «Парадиз», победы в международных балетных конкурсах.

Фото: © красноярский театр оперы и балета
Фото: © красноярский театр оперы и балета

— Прошло не так много времени, как вы стали художественным руководителем балетной труппы театра оперы и балета, но всё-таки хочется спросить: как вам в красноярском театре, чувствуете ли вы здесь себя как дома? Какие впечатления вызывает?

— За месяц мы наладили самую тесную творческую коммуникацию и связь с коллективом, что для меня очень приятно. Чётко определили цели и задачи — то, над чем необходимо работать в ближайшее время. Определили репертуарную политику, что немаловажно для труппы с большим творческим потенциалом, который мне хотелось бы максимально раскрывать. На первоначальном этапе знакомства с городом также сложились самые приятные впечатления. С каждым приездом я больше в него влюбляюсь. Стала замечать, что по возвращению в Новосибирск скучаю и по коллективу, и по Красноярску. Правда, из-за количества работы, к сожалению, ещё особо ничего не успела увидеть.

С удовольствием познакомилась с министром культуры Красноярского края. Он бывший артист балета, поэтому не приходится долго рассказывать и объяснять какие-то рабочие моменты. Вижу его поддержку, тёплое участие. Я очень рада, что у меня сейчас есть возможность вывести балетную труппу и театр на высокий мировой уровень. Хочется привлечь как можно больше внимания нашего балетного мира к тем событиям, которые будут происходить в Красноярске.

— Насколько сегодня востребован классический балет?

— Ни для кого не секрет, что русский классический балет является визитной карточкой нашей страны, а так же одним из самых сложных и совершенных видов искусства. Поэтому одна из основных задач — это сохранение классического наследия для будущих поколений. Для многих он всегда будет загадочным, недостижимым, прекрасным и вдохновляющим.

Кроме этого, в 2023 году в Красноярском театре оперы и балета появился и главный художник — Мария Высотская. Она выступила в качестве сценографа, художника по костюмам в операх «Лакме» Лео Делиба, «Бесприданница» Даниила Френкеля, опере-буффа «Синяя Борода» Жака Оффенбаха. Мария оформила больше 20 спектаклей на сценах российских и европейских театров. Она лауреат премии «Сцена-2019» за лучшую работу сценографа, художника по костюмам, обладатель серебряной и золотой медали Российской академии художеств за эскизы и сценографию к спектаклям.

Фото: © красноярский театр оперы и балета
Фото: © красноярский театр оперы и балета

— Мария, почему вы решили стать театральным художником?

— Можно сказать, что намерений стать театральным художником у меня не было. В детстве я несколько раз побывала на не очень хороших постановках детских спектаклей. Как сейчас помню, что артисты в жутких костюмах что-то изображали на фоне картонных декораций, что меня не впечатлило. После чего я лет 10 театром не интересовалась вообще. Интерес вернулся, когда я училась в художественном училище на дизайнера. Помнится, что у нас было задание сделать плакаты к спектаклю, студентов отправляли в театр для изучения вопроса, таким образом, я посмотрела несколько постановок Ю. Бутусова в «Сатириконе». На тот момент, это было что-то новое, что-то живое, остроумно сделанное...

Дальше, по стечению обстоятельств я поступила в театральную мастерскую Суриковского института, т.к. мне нравилась как преподают живопись именно на «театре»... Обучаясь, я все глубже погружалась в работу над сценографией, что в какой-то момент вытеснило все остальное.

— Если говорить о современной сценографии, то к чему сегодня тяготеют художники? есть ли какие тренды в сценографии?

— Давайте начнем с понятия «современность» вообще. Когда речь идёт о понятии «современность» в искусстве или contemporary art, то принято отмечать определённый период времени, начиная с конца 20 века, заканчивая нашими днями. Это время постмодернизма. Художник 21 века имеет за спиной колоссальный опыт предшественников: в архитектуре, живописи, фотографии, видео и других медиа. Сейчас нет единой стилистики, нет давлеющего метанарратива, нет чётко структурированной модели как должна выглядеть сценография. Можно сказать, что сегодня возможно абсолютно всё, так как все уже было. Художник театра, приступая к новой постановке, будто пытается найти заново, опираясь на свой личный опыт, музыку, идеи режиссёра, уровень насмотренности, визуальный язык пространства, тот набор образов, структуру пространства, которая будет уместна произведению. В плане «инструментария» художники сегодня используют в своей практике все блага непрерывно развивающихся технологий, осваивая и «присваивая» театру наработки из абсолютно разных областей. Никого уже сегодня не удивить экспериментами с видео, взаимодействием с искусственным интеллектом, нейросетями, печатью разного масштаба декораций и реквизита на 3D принтерах, LED приборами и прочим. Вопрос уместности в рамках концепции самого произведения и задачами режиссёра. Могу сказать, что параллельно существует и запрос на «классику», на постоянное ностальгическое возвращение к прошлому. Но к прошлому не вернуться, его можно только осмыслить с точки зрения сегодня, создавая что-то уникальное, не нарушая самого смысла традиций.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >