sibnovosti.ru

БАМ: символ инженерной мысли и интернационализма отметил 35-летие

В городе Тынде (Амурская область), "столице БАМа", 11 июля состоялся праздник, посвященный 35-летию Байкало-Амурской магистрали.

Праздник открыли показательные выступления военного духового оркестра и песни о БАМе в исполнении местных творческих коллективов.

Из Хабаровска, Иркутска, Читы, Улан-Удэ, Благовещенска и Нерюнгри прибыли гости праздника. А также три спецпоезда, пассажирами которых стали ветераны отрасли и почетные строители БАМа.

Президент компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин сказал на торжественном мероприятии, что строительство Байкало-Амурской магистрали сравнимо с такими достижениями, как первый полет человека в космос. Он подчеркнул, что целая плеяда руководителей нашей страны участвовали в строительстве БАМа.

В Тынде прошла церемония награждения ветеранов, строителей и работников БАМа отраслевыми и ведомственными почетными знаками.

Состоялся "круглый стол", посвященный вопросам развития магистрали и прилегающих территорий.

Гостей и хозяев праздника затем ждал грандиозный гала-концерт на городском стадионе. Завершился праздник фейерверком, сообщает РИА Сибирь.

Торжественные мероприятия 11 июля прошли также в бамовских городах и поселках в Иркутской области, Якутии и Забайкальском крае.

Чертов мост

История строительства БАМа в 70-80-е годы насчитывает немало прорывных инженерно-технических решений. Безусловно, к таким относится и строительство Северомуйского тоннеля.

5 декабря 2003 года открылось движение по самому длинному тоннелю России - Северомуйскому. Он стал последним крупным объектом, завершившим строительство БАМа.

Строили 15-километровый Северомуйский тоннель 27 лет почти 30 тыс человек. Сейсмоустойчивость этого сооружения рассчитана на подземные толчки до 9 баллов по шкале Рихтера.

Пуск Северомуйского тоннеля авторы интернет-проекта "Сибирь - ХХ1 Век" назвали Событием года-2003.

До открытия Северомуйского тоннеля поезда следовали по обходной железнодорожной ветке, проложенной через Северомуйский хребет, который являлся одним из самых сложных участков БАМа.  

Первый вариант обхода длиной 24,6 км был сооружён в 1982-83 годах; при его строительстве допускались уклоны до 40 тысячных (то есть до 40 метров на километр расстояния). В силу этого через эту линию могли следовать лишь грузовые поезда в несколько вагонов; движение пассажирских поездов было запрещено (через перевал людей возили на автобусах).

В 1985 -1989 годах была построена новая обходная ветка длиной около 60 км, состоящая из многочисленных крутых серпантинов, высоких виадуков и двух петлевых тоннелей, пишет Википедия.

Главная особенность нового обхода - крутизна подъемов не более 18‰. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений.

Особую известность получил Чёртов мост - виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт, стоящий на двухъярусных опорах. Состав был вынужден лавировать между сопками, передвигаясь с максимальной скоростью 20 км в час и рискуя попасть под сход лавины. На подъёмах возникала необходимость толкать составы вспомогательными локомотивами. Участок требовал больших расходов по содержанию пути и обеспечению безопасности движения.

После пуска Северомуйского тоннеля обходной путь, включая Чертов мост, был законсервирован как резервный вариант на случай войны или природных катаклизмов (Северомуйский тоннель расположен в сейсмически активной зоне).

БАМ - история страны

БАМ имеет непростую историю. Железнодорожная магистраль, начало строительства отдельных участков которой относится к 30-м годам XX века, стала символом для нескольких поколений комсомольцев.

Общая протяженность пролегающего по Восточной Сибири и Дальнему Востоку БАМа составляет 4324 километра. Большая часть трассы проходит в гористой местности.

На трассе магистрали пробито восемь тоннелей, железная дорога пересекает 11 крупных рек, на ней построено 2230 мостов. В среднем ежегодно по БАМу перевозят около 12 млн пассажиров и от 8 до 10 млн тонн грузов.

Еще в 1932 году, в СССР, вышло постановление о строительстве БАМа. Вскоре начинается строительство отдельных участков, а также определяется генеральное направление трассы с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.

Этот период один из самых мрачных в истории БАМа - линию прокладывали заключенные, среди которых были и философ Павел Флоренский и будущий маршал Константин Рокоссовский, писатели Анастасия Цветаева и Юрий Домбровский.

Великая Отечественная война помешала строительству магистрали, но в 1943-1945 годах все-таки был открыт стратегический участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, а в 1950-х годах стал действовать западный участок Тайшет - Усть-Кут.

Возведение магистрали возобновилось в 70-е годы - БАМ был объявлен интернациональной "стройкой века", тысячи молодых людей уехали в Сибирь и на Дальний Восток строить БАМ и свою жизнь.

29 сентября 1984 года состоялась укладка последнего, знаменитого "Золотого звена" Байкало-Амурской магистрали, и первые поезда пошли по новой железной дороге от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. И сегодня дорога продолжает работать и развиваться, подтверждая правоту тех, кто начинал ее проектирование более полувека назад.  

Ния-Грузинская и другие

Многие посёлки и станции БАМа были возведены одной республикой или городом.

Столица БАМа, город Тында, была построена москвичами, посёлок Улькан - азербайджанцами, Северобайкальск - ленинградцами, станция Алонка - молдаванами, Новый Ургал - украинцами, Икабья - грузинами, станция Новый Уоян - литовцами, станция Солони - таджиками, станция Новая Чара - казахами, станция Хорогочи - свердловчанами, станция Кувыкта - первоуральцами и т. д.

Сегодня об истории интернационального "комсомольского БАМа" напоминают названия.

Так, например, на западном участке БАМа был построен комфортабельный поселок Ния-Грузинская, в котором еще в 80-е жило немало выходцев из этой республики СССР, ныне - самостоятельного государства. На станции был установлен большой портрет Иосифу Сталину.

На снимке: Четов мост - одно из уникальных сооружений БАМа.

Грузия официально отказалась экстрадировать сержанта Глухова

Батискафы "Миры" нашли на дне Байкала "вторую Ковыкту"

В Новосибирске проходит грандиозный марафон - массовый заплыв через Обь

В память о Майкле Джексоне в китайском Шанхае построят свой "Неверлэнд"

Иркутск: впервые в России губернатор будет преподавать студентам-журналистам

В России увеличат в два раза срок действия загранпаспортов

Российские военные провезли по Севастополю крылатые ракеты - украинский МИД протестует

Туркмения согласилась дать газ для Nabucco

Автор: САН-Новосибирск