Для борьбы с глобальным потеплением ученые решили разбавить океан железом

Главная Общество
15:48 4 Мая 2009
Автор: САН-Новосибирск

Ученые в поисках  средства борьбы с глобальным потеплением решили проверить гипотезу о том, что повышение содержания железа в океане будет способствовать уменьшению парникового эффекта.

Дело в том, что еще в 1993-м году палеоклиматологи обнаружили, что в периоды оледенения содержание железа в мировом океане было значительно выше, чем сегодня, и выдвинули гипотезу, что нынешний дефицит железа в морской воде тормозит вегетацию мелких плавающих водорослей - так называемого фитопланктона.

Это значит, что высокая концентрация железа, напротив, будет способствовать разрастанию водорослей, поглощающих углекислый газ из атмосферы.

На долю фитопланктона - благодаря его гигантской суммарной массе - приходится более трети объема глобального фотосинтеза.

Если водоросли отмирают и погружаются на дно, где и пребывают столетиями, тогда они действительно могут послужить накопителями углекислого газа, надолго выводящими его из круговорота, и тем самым уменьшить вызываемый им парниковый эффект.

А если водоросли не успевают погрузиться на дно и еще на поверхности океана поедаются зоопланктоном или китами, то почти весь аккумулированный было углекислый газ снова попадает в атмосферу.

Ученые удобряют железом мировой океан

С тех пор в мире было осуществлено 12 крупномасштабных экспериментов по обогащению мирового океана железом, сообщает Deutsche-Welle.

Они показали, что водоросли в океане действительно реагируют на железо как растения в пустыне - на дождь. Там, где ученые удобряли океан железом, водоросли разрастались так интенсивно, что это было видно даже из космоса.

Но главный вопрос: что происходит с этим разросшимся фитопланктоном потом - предыдущие эксперименты не дали убедительного ответа.

Поэтому в начале нынешнего года в юго-западной части Атлантического океана у берегов Антарктиды был проведен еще один эксперимент - самый крупный на сегодняшний день.

Группа ученых на борту немецкого исследовательского судна "Полярная звезда" направилась в район Антарктического кругового полярного течения и произвела там удобрение сульфатом железа участка акватории диаметром в 20 километров, то есть площадью примерно в 300 квадратных километров.  Всего в воду было спущено 10 тонн раствора сульфата железа.

Ничего кроме стаи упитанных бокоплавов

Как и в прошлые разы, стремительное разрастание мелких плавающих водорослей не заставило себя долго ждать. Оно началось даже раньше, чем ученые ожидали.

Всего за две недели суммарная масса фитопланктона в зоне эксперимента удвоилась.

Однако практически весь он был тотчас съеден взявшимися неизвестно откуда гигантскими массами веслоногих рачков. Эти мелкие, размером всего в 1-2 миллиметра, животные класса ракообразных составляют почти 90 процентов морского зоопланктона.

На них тут же нашлись другие охотники - покрупнее. Веслоногие рачки практически сразу же стали добычей бокоплавов из подкласса высших ракообразных размером с креветку.

Таким образом, после этого пиршества лишь очень незначительная часть фитопланктона опустилась на одно, унося с собой аккумулированный в процессе фотосинтеза углекислый газ.

По словам Карин Лохте (Karin Lochte), директора Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера, в экосистеме того участка океанской акватории, где проводился эксперимент, не произошло практически никаких изменений, если не считать появления массы исключительно упитанных бокоплавов.

Таким образом, эксперимент по удобрению мирового океана железом, проведенный в южной части Атлантики, показал: этот геоинженерный проект не позволит обуздать глобальное потепление.

Ученые считают, что удобрение океана железом лишь тогда способно связать значительное количество углекислого газа из атмосферы, если оно приведет к разрастанию не любых, а только так называемых диатомовых водорослей, или диатомей.

Эти одноклеточные водоросли имеют твердый кремневый панцирь, защищающий их от поедания зоопланктоном. Однако диатомеи растут только в водах, богатых кремниевой кислотой, а они составляют менее трети мирового океана.

Так или иначе, дальнейших экспериментов по удобрению морей железом пока не планируется.

Где прячутся акулы-гиганты? Ученые раскрыли тайну с помощью спутника

Гордость Китая – большие панды перестали размножаться из-за землетрясения

Новое пятно на Солнце – начало нового цикла

Ученые обнаружили "выключатель" астмы и аллергии

Мальчикам важна особо: жирная рыба повышает интеллект и снижает ...

Новости Новосибирска: Полис ОСАГО теперь можно купить в маркетплейсах

Полис ОСАГО теперь можно купить в маркетплейсах

19 Октября 2020 г.
Вступили в силу поправки к закону об ОСАГО
Новости Новосибирска: В Новосибирской области COVID-19 ускорил разбег

В Новосибирской области COVID-19 ускорил разбег

19 Октября 2020 г.
За минувшие сутки зарегистрировано 157 новых случаев заболевания
Новости Новосибирска: Россияне рассказали о своем отношении к «удаленке»

Россияне рассказали о своем отношении к «удаленке»

17 Октября 2020 г.
«За» работу в удаленном режиме проголосовали 32% респондентов, а «против» - 68%.
Новости Новосибирска: В России установлен абсолютный антирекорд по числу выявленных случаев COVID-19 за сутки