Ученые увидели звезду, которая взорвалась 13,1 млрд световых лет назад

Главная Общество
02:56 2 Мая 2009
Автор: САН-Новосибирск

Астрономы смогли увидеть в телескоп самый удаленный из обнаруженных объект во Вселенной – саморазрушающуюся звезду, которая взорвалась 13,1 миллиардов световых лет назад в так называемые "темные века" – время зарождения первых звезд и галактик.

Объект представляет собой останки взрыва гамма-лучей (GRB) – самого яркого типа звездного взрыва. Он происходит, когда массивные, расширяющиеся звезды превращаются в черные дыры и выбрасывают джеты ("брызги") газа почти со скоростью света. Они испускают гамма-лучи, доходящие до нас, а позднее и другие виды излучения, которые возникают, когда джеты нагревают окружающий газ, сообщает New Scientist.

Взрыв был зарегистрирован в прошлый четверг орбитальным спутником NASA Swift. А спустя час астрономы настраивали телескопы для того, чтобы изучить этот след от взрыва и провести его спектральный анализ.

Для измерения расстояния до удаленных объектов Вселенной астрономы используют так называемое красное смещение. Данное явление является результатом расширения пространства, которое приводит к сдвигу спектров излучения объектов в сторону красного цвета. Чем дальше свету добираться до Земли - тем более сдвинутым оказывается спектр, сообщает Lenta.ru.

При помощи орбитального телескопа Swift астрономы обнаружили GRB с красным смещением 8,2. Это означает, что данный взрыв произошел 13,1 миллиарда лет назад, то есть тогда, когда Вселенной было всего несколько сотен миллионов лет.

Другие астрономы утверждали, что находили галактики и на более дальних расстояниях – между 9 и 10 смещением спектра, но они до сих пор не доказаны, говорит Джосхуа Блум (Joshua Bloom) из Калифорнийского университета, которая изучала след вспышки через телескоп в Чили. До сих пор у самой далекой признанной галактики красное смещение было 6,96, сообщает New Scientist.

Таким образом, огромное расстояние позволяет нам увидеть уже мертвую звезду, как самый ранний объект эры "реионизации", которая существовала в первые миллиарды лет после большого взрыва.

В ту эпоху мутный туман из нейтральных атомов водорода сгорал под воздействием радиации, исходившей от первых звезд и галактик, а также, возможно, в результате уничтожения темной материи.

"Для астрономов это открытие – своеобразный водораздел. Оно начинает эру изучения Вселенной, которая существовала до зарождения всех существующих сегодня видов образований", - говорит Блум.

Время эпохи реионизации до сих пор неясно. Если астрономы смогут обнаружить больше взрывов гамма-лучей и еще на больших расстояниях, они смогут определить с помощью спектрального анализа, насколько быстро вселенная приобрела прозрачность, и что привело ее к этому.

Правда, для того, чтобы построить картину вселенной на ранних стадиях существования, понадобится изучить намного больше взрывов, и прогресс в этом изучении быстрым не будет, считают ученые.

Отчасти, это связано с тем, что процесс образования звезд происходит слишком медленно. Орбитальный спутник зарегистрировал 120 взрывов, но лишь три из них, включая этот - самый дальний – происходили в первый миллиард существования вселенной.

Это значит, что ученые не смогли идентифицироватьчасть тех, которые зарегистрировал спутник. Надежды ученые связывают прежде всего с разработкой еще более мощных телескопов, которые могли бы обнаруживать подобные взрывы с большей эффективностью.

Один из таких телескопов - Joint Astrophysics Nascent Universe Satellite (JANUS) - NASA планирует создать уже в этом году.

Динозавры вымерли не от столкновения с астероидом