Гений и злодейство: чем еще знаменит Фил Спектор?
Его оркестровка "Долгой извилистой дороги" привела в бешенство автора песни Пола Маккартни. А вот Джон Леннон остался...
Главная новость таблоидов сегодняшнего дня - знаменитый продюсер Фил Спектор (Phil Spector) признан виновным в убийстве актрисы Ланы Кларксон. По разным оценкам, ему грозит от 15-18 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
Фил Спектор – рок-музыкант, но он практически не выпускал альбомы под своим именем. Исключение - "Рождественский подарок для вас от Фила Спектора" (1963), сборник песен в исполнении групп его "фабрики звезд", Ronettes, Crystals, Darlene Love, Bob B. Soxx & the Blue Jeans.
Спектор сыскал культовую славу как продюсер, автор песен, владелец одноименного лейбла, сессионный музыкант-тусовщик, оказавший огромное влияние на современную рок-музыку. Его уникальная техника, используемая при записи альбомов, "стена звука", безгранично расширила возможности аранжировки и звукопостроения, и та музыка, которую записывали талантливые исполнители, без его артистического видения не была бы тем, чем стала.
"Стена звука" - техника оригинального звучания, разрабатывалась Спектором с конца 60-х годов. Добиваясь своего особого почерка, продюсер собирал большие группы музыкантов, часто используя инструменты, непредназначенные для игры в ансамбле - электрические и акустические гитары. Музыканты играли оркестровые части, иногда несколько инструментов строились в унисон. Сам Спектор называл свою технику "вагнерианским рок-н-роллом, маленькими симфониями для детей".
Фил Спектор выступил продюсером Let It Be - последнего альбома The Beatles. Во время записи хита Джона Леннона Instant Karma! Леннон и Харрисон пригласили Спектора поработать с архивными сессионными записями, носившими рабочее название Get Back. Спектор использовал весь спектр доступных ему техник, и некоторые песни преобразил до неузнаваемости - добавил хоровые и оркестровые аранжировки в песнях Across the Universe, I Me Mine, The Long and Winding Road.
Оркестровка "Долгой извилистой дороги" привела в бешенство автора песни Пола Маккартни, поскольку Спектор не уведомил его, как будет звучать трек. Но в итоге альбом не просто занял первые места в хит-парадах Великобритании и США, но и стал классикой современной музыки.
В отличие от Маккартни, два других битла (оба ныне покойные), Джон Леннон и Джордж Харрисон были удовлетворены результатами. В последствии Спектор выступил продюсером нескольких альбомов Леннона и Харрисона. В их числе - известные каждому любителю рок-музыки Plastic Ono Band, Imagine, All Things Must Pass. В дни своего рождения эти пластинки буквально перевернули музыкальный мир, обозначив новую, пост-битловскую эру рок-н-ролла, как тогда казалось - без границ и ограничений.
В платиновой пластинке Джорджа Харрисона All Things Must Pass (1970) Спектор предложил вариант соборной музыки с орнаментальными оркестровками и хорами-госпел. В том же году Спектор стал сопродюсером альбома Джона Леннона Plastic Ono Band, в котором добился совершенно иного, резкого звучания. В 1971 году Спектор стал продюсером лучшего, по мнению критиков, альбома Леннона Imagine. Заглавная песня альбома, после убийства Джона Леннона в 1980 году, долгое время считалась рок-композицией №1 в мире.
Кроме Beatles Спектор успешно работал с такими исполнителями, как Тина Тернер, Леонард Коэн, Ramones. За альбом Let It Be он удостоился престижной премии Academy Award.
За эпохальный альбом Concert for Bangladesh (1971), прообраз всех будущих рок-акций типа Live Aid, продюсер Спектор был награжден престижной премии Grammy. Правда, на фоне благотворительности не принято вспоминать о темной стороне "Бангладеш". Гонораром для музыкантов служил героин, но он был такого низкого качества, что некоторые участники концерта отравились. По этой причине, например, не выступал с сольными номерами Эрик Клэптон, еще один подопечный продюсера Спектора.
В 1989 году Спектор был введен в Зал Славы рок-н-ролла.
Своей экстравагантной жизнью, творчеством и, в не меньшей мере, своими выходками и, наконец, преступлением, Фил Спектор показывает, насколько сместились понятия добра и зла в современном мире.
Кажется, что вместе с десятками других полусумасшедших гениев рок-музыки - от умерших Хендрикса-Моррисона до все еще живых Роки Эриксона (сидит в психушке) и Чарльза Мэнсона (сидит в тюрьме; в конце 60-х готовился стать рок-звездой, но вместо этого устроил резню семейства Романа Полански), герой сегодняшних таблоидов корректирует пушкинское "гений и злодейство - две вещи несовместные ".
По Спектору, если ты почти гений, значит - злодей.
Подготовил Алексей Одинцов, главный редактор САН-Новосибирск.
На снимке: Спектор и Леннон, начало 70-х.
Экс-продюсеру Beatles грозит пожизненное за убийство актрисы
Глава МИД РФ назвал решение Венгрии выдать Лизу Андре "поспешным"