Аванс и пряник: в России наступила эра автопрома

Аванс и пряник: в России наступила эра автопрома

"За границу мы можем приехать не только на танке", но и на изделии автомобилестроения", - Борис Грызлов сочинил крылатую фразу...

Программная речь Грызлова и ответное слово Чемезова

Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что четыре из пяти продаваемых в России автомобилей должны быть отечественного производства. Повышение пошлин на ввозимые иномарки - не индульгенция для российских производителей, не право подзаработать на потребителях. "Это скорее аванс, который автомобильной промышленности только предстоит отработать", - сказал Борис Грызлов.

29 января, на встрече с главой госкорпорации "Ростехнологии" Сергеем Чемезовым и руководителями предприятий-автопроизводителей, председатель высшего совета партии "Единая Россия", председатель Госдумы РФ Борис Грызлов поделился сокровенным, а по сути, выступил с программной речью, которая опубликована на сайте "Единой России".

"Многие считали - а некоторые считают и сейчас - что у российского автопрома перспектив нет. Наверное, все сталкивались с такими суждениями. Но пример "КАМАЗа" безусловно показывает, что в машиностроении Россия по-прежнему способна добиться очень и очень многого, и что "за границу мы можем приехать не только на танке", но и на изделии автомобилестроения. Иными словами, в автопроме у нас сегодня уже есть интересы и достижения, которые стоят того, чтобы мы их с вами защищали", - сказал спикер.

"Повышение таможенных пошлин - не индульгенция, не право "немного подзаработать" за счет потребителей - которым, кстати, тоже несладко. Это скорее аванс, который автомобильной промышленности только предстоит отработать", - считает Борис Грызлов.

Далее спикер подробно остановился на вопросах поддержки автопрома.

Создается транспортная лизинговая компания. Только в 2009 году она должна закупить порядка 10 тысяч единиц техники на сумму 15 млрд рублей. Предложена программа обновления муниципального транспорта. Федеральный бюджет направляет на нее 20 млрд рублей. "А с учетом софинансирования территорий эта сумма будет в 1,5 раза больше", - уточнил спикер.

Существенно увеличивается объем программ, связанных с закупками автотехники для нужд государственных ведомств: обороны и безопасности, социальных служб. Ассигнования на эти цели в нынешнем году, в сравнении с первоначальным планом, должны вырасти практически в 2 раза. На приобретение автомобильной техники будет использована также часть средств, которые государство направляет на увеличение уставного капитала "Росагролизинга". Это еще 5 млрд рублей прямого финансирования. Для лизинговых компаний предусматривается открытие кредитных линий на общую сумму 43 млрд рублей.

Серьезной мерой поддержки производителей призвано стать субсидирование процентных ставок по кредитам. Борис Грызлов уверен, что это станет заметным стимулом для сбыта продукции отечественных заводов, таких как "АвтоВАЗ". Наконец, повышаются ввозные таможенные пошлины. "Вы знаете, что данная мера очень широко обсуждается в обществе, и у нее есть безусловные противники. Тем не менее, несмотря ни на какие политические факторы и давление, я убежден: сегодня такое решение необходимо", - заявил Борис Грызлов.

По мнению спикера, автомобильная индустрия должна стать одним из главных источников развития всей отечественной промышленности.

Борис Грызлов: "У России огромный внутренний рынок. Это - мощнейшая опора для индустрии. Мы должны научиться данный ресурс эффективно использовать. Нельзя отдавать его на откуп продавцам "автомобильного сэконд-хэнда". Поэтому правомерно ставить вопрос о том, чтобы в перспективе по крайней мере 4 из 5 продаваемых в нашей стране машин производились именно здесь - в России. Но производились так, чтобы нам с вами за них не приходилось краснеть".

В ответном слове глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов заявил, что без серьезной государственной поддержки и протекционистских мер отечественный автопром в сложившихся кризисных условиях не выживет.

"Для российской экономики автопром является одной из ключевых отраслей, - отметил государственный деятель, - Автомобильный рынок нашей страны в докризисный период был одним из наиболее динамично развивающихся секторов. За последние 10 лет парк транспортных средств России увеличился более чем в 1,5 раза и на сегодняшний день составляет свыше 20 млн легковых автомобилей".

По словам Сергея Чемезова, спрос на автомобили в последние месяцы снизился по всему миру, при этом производители в США и других странах получили серьезную финансовую поддержку от государства. "Напомню, представителям "большой тройки" - Дженерал Моторс, Крайслер и Форд - было выделено более $13 млрд долларов, - сказал Сергей Чемезов. - Мы, конечно, понимаем, что у нас в России таких возможностей нет, но все-таки хотелось бы какую-то финансовую поддержку получить".

Кризис больно ударил по российскому автопрому, констатировал глава "Союза машиностроителей России". "Если еще в октябре 2008 года наши заводы производили легковые автомобили в докризисном режиме с общей динамикой роста, то уже в ноябре производство снизилось до 20%, - сообщил Сергей Чемезов. - На этом фоне правительство РФ приняло ряд важных шагов, направленных на оздоровление отрасли.

В частности, были повышены ввозные пошлины на иномарки. Эта протекционистская мера, направленная на поддержку национального автопрома, безусловно, сыграет свою положительную роль.

Сергей Чемезов также высказался за упрощение механизма предоставления госгарантий и снижение ставки НДС для предприятий автопрома с 18% до 12%. "Это позволит нашим заводам в кризисный период думать не только о выживании, но и о дальнейшем развитии", - сказал он.

Когда на уме - один запрет

Отечественные автопроизводители, испытывающие огромные проблемы со сбытом, продолжают думать, как спастись от кризиса.

Ряд компаний собирается начать лоббировать в правительстве РФ запрет на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам на закупку техники зарубежного производства. В частности, с подобной инициативой выступил АСМ-Холдинг (автомобильная и сельхозтехника). Участники рынка автокредитования считают инициативу ненормальной и уверены, что российский автопром подобные заградмеры все равно не спасут, сообщает Autonews.ru.

Основное количество иномарок в кредит сегодня действительно продается через иностранные автобанки по "льготным" условиям. На российском рынке таких банков несколько: "Тойота Банк", "Мерседес-Бенц Банк Рус", GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank, PSA Finance.

Большинство российских банков в настоящее время либо частично приостановили выдачу автокредитов, либо значительно повысили уровень кредитных ставок и ужесточили требования. Таким образом, автокредитованием занимаются исключительно банки автопроизводителей или российские банки, работающие по фирменным программам автоконцернов, а также Сбербанк, ВТБ-24 и БСЖВ ("Банк Сосьете Женераль Восток").

Еще летом условия в автобанках считались на порядок выгоднее. В среднем российские коммерческие банки предлагают сейчас кредит на покупку автомобиля в долларах США по ставке 14% и в рублях по ставке 30%. В большинстве "автомобильных" банков программы с рублевой валютой кредита временно приостановлены, что резко повысило интерес к кредитам, например, в таком банке, как Сберегательный банк РФ, ставка по рублям в котором от 11% годовых. Эксперты считают, что по кредитам с валютой (доллары США) все-таки выгоднее обращаться к "автомобильным" банкам, так как ставка по кредиту у них в большинстве случаев остается на уровне от 9-10% годовых. Впрочем, однозначный ответ на вопрос о том, где выгоднее кредитоваться, дать сложно: в каждом банке будут свои нюансы, у каждого заемщика свои критерии удачных условий.

В сегодняшних условиях процентные ставки на российском рынке кредитования остаются очень высокими. При минимальном историческом уровне процентных ставок в размере 0-0,25% в США и 2% в Европе Центробанк России увеличил ставку рефинансирования до 13%. Такие чрезвычайно высокие ставки приведут к еще большему сокращению спроса на автокредиты в течение ближайших месяцев.

Дилеры сообщают, что продажи иномарок в кредит с начала года идут слабо. По оценке президента автохолдинга "Фаворит Моторс" Владимира Попова, они сократились на 20%. Как говорят в ГК "АвтоСпецЦентр", если раньше в кредит продавалось 30-40% автомобилей (в зависимости от марки), то с ноября только 10%.

Зато увеличилось число покупок за наличные, особенно в среднем ценовом сегменте. "В основном все, кто раньше хотели BMW, Audi и Mercedes-Benz, чтобы казаться немного круче, чем они есть, включили, наконец, голову, перестали влезать в долги и стали покупать то, на чем ездит вся Европа", - констатирует Владимир Попов.

На фоне общего снижения объемов продаж число выданных автокредитов будет только снижаться. Например, как прокомментировали ситуацию в "Мерседес-Бенц Банк Рус", в текущей экономической ситуации планируемый объем кредитного портфеля будет пересматриваться ежеквартально и будет зависеть от темпов роста/падения российского автомобильного рынка.

Тем не менее те участники рынка, которые успели закрепиться на рынке автокредитования, скорее всего, продолжат работать в сегодняшних экономических условиях.

Что касается возможности запрета "льготных" программ, эксперты считают эту инициативу абсолютно ненормальной, а шанс по реализации такого проекта фактически нулевым.

"На наш взгляд, отзыв банковской лицензии у банков иностранных автопроизводителей и поддержка отечественного автопрома не имеют никакой зависимости, - говорят в "Мерседес-Бенц Банк Рус". - Банки иностранных автопроизводителей - это прежде всего российские коммерческие банки с иностранным капиталом, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ в соответствии с действующим законодательством РФ, отзыв лицензии у которых возможен в результате нарушения законодательства РФ".

Отзыв лицензии у банка, ведущего свою деятельность в соответствии с нормами закона, - мера абсолютно не рыночная, поэтому правительство и ЦБ вряд ли пойдут на нее, считают специалисты. "Ни одна мера лоббистского характера не сможет помочь предприятиям традиционного отечественного автопрома, - комментирует финансовый директор ГК "АвтоСпецЦентр" Олег Мосеев, - Только выпуск продукции надлежащего качества по адекватной цене, отлаженные процессы продаж и обслуживания, эффективные дилерские сети смогут помочь российским автопроизводителям подняться на качественно иной уровень".

"Наш автопром выпускает вполне приличный, востребованный региональными рынками продукт. При этом все его резервы лежат не в области потребительских качеств продукта, а в области себестоимости, которую можно существенно оптимизировать, - считает президент автохолдинга "Фаворит Моторс" Владимира Попова, - Именно этим и надо заниматься. На сбыт иномарок в среднем ценовом сегменте любые метания в пользу АвтоВаза, ГАЗа и УАЗа никак не повлияют".

Еще по теме

"Любое нарушение закона должно караться". Чего не хватает фразе Грызлова?

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >