Три жизни Бреги
Именно в то время он, кстати, познакомился и подружился с музыкантом панк-рок-группы Эмиром Кустурицей. Правда, Эмир довольно скоро уехал в Чехословакию, учиться в престижной Пражской...
Брегович еще в бурной молодости заслужил спокойную старость. Вполне мог бы сейчас мирно разгадывать кроссворды, попивая виски. Или чем там развлекаются парижские пенсионеры? Но вместо этого он мотается по свету и на каждом концерте выворачивает наизнанку наши души. Он знает, как сложить семь нот так, чтобы сердце защемило, а ноги сами оторвались от земли.
Он живет третью жизнь. По крайней мере, как музыкант. Первая – жизнь югославской рок-звезды -- осталась позади, когда началась война. И об этой жизни Горан вспоминает без сожалений. Да, подростком он мечтал о славе. Старательно учился играть на гитаре, лабал с ровесниками по подвалам. Сбивал единомышленников в группы, которые по прошествии времени распадались – Bestije, Mica, Goran and Zoran, Јутро…
Именно в то время он, кстати, познакомился и подружился с музыкантом панк-рок-группы Эмиром Кустурицей. Правда, Эмир довольно скоро уехал в Чехословакию, учиться в престижной Пражской киношколе. А Горан с очередной группой, Bijelo Dugme («Белая пуговица»), выпустил первый в своей жизни альбом. И проснулся знаменитым.
Дальнейшие 15 лет состояли из концертов, туров, визжащих поклонниц, роскошных вечеринок, секса и наркотиков. Но однажды Бреговичу надоело орать, прыгать по сцене и творить глупости. Мальчик повзрослел. Сыграла роль и ситуация в Югославии.
Во время последнего гастрольного тура, за два года до войны, музыканты физически ощутили, как поднимается волна национализма. Каждый день они слышали, как ревет в темноте толпа в Белграде - "Сербия! Сербия!", в Загребе - "Хорватия! Хорватия!". Музыка популярной группы не смогла объединить расколовшуюся страну. Наивная вера в то, что музыка может все, рухнула, и Горан вышел в отставку. Он купил себе дом на острове Брач в Адриатике и больше года вел спокойную жизнь пенсионера – гулял, ловил рыбу, читал… Наслаждался до зубовного скрежета.
Поэтому, когда Кустурица предложил ему написать музыку к своему фильму, Брегович тут же помчался к Эмиру в Париж. Позади было «Время цыган», он работал уже над «Снами Аризоны», когда на родине началась война.
Оказалось, что его банковские счета заморожены, а дом в Сараево занят военными. Брегович потерял все, запаниковал, и бросился работать как сумасшедший. За два года он написал музыку к 20 фильмам, не гнушался и работы в рекламе.
Но к тому времени «Сны Аризоны» уже получили Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, а из радиоприемников зазвучала In A Death Car в исполнении Игги Попа. Европа приняла Брегу. Его пригласил Патрис Шеро, снимавший новую экранизацию романа "Королева Марго".
С Кустурицей он сделает еще одну работу – саундтрек к «Андеграунду», и на этом их сотрудничество закончится. Но Брегу уже начнут рвать на куски: участие в проекте «Тишина на Балканах» в Салониках, сотрудничество с театрами в Триесте, Риме, Палермо, музыкальный триптих для инсценировки «Божественной комедии»… Жизнь признанного композитора приятна, спокойна и обеспечена.
Но, похоже, Бреге не хватало адреналина.
В середине 90-х в Риме он услышал, как его музыку играет симфонический Balanescu Quartet, изумился тому, что, оказывается, выступать можно и без так опротивевших ему рок-н-ролльных штучек. И понял, что снова хочет выйти на сцену...