Труба за трубу: премьеры России и Турции обменялись любезностями

Труба за трубу: премьеры России и Турции обменялись любезностями

Одна из причин согласия Турции на новый маршрут  "Южного потока" была накануне визита изложена турецким премьер-министром: он объяснил, что...

В четверг во время визита в Анкару премьер-министр России Владимир Путин подписал с премьером-министром Турции и Реджепом Эрдоганом ряд документов о сотрудничестве в сфере энергетики.

Наиболее важным для российской стороны явилось предварительное согласие турецкой стороны на строительство газопровода "Южный поток" в своих территориальных водах. Ранее проект предусматривал прокладку газопровода по украинскому шельфу, однако после договоренностей Киева и ЕС по поводу "модернизации украинского газопровода" в соответствии с требованиями Евросоюза, Москва решила окончательно пересмотреть эти планы.

Одна из причин согласия Турции на новый маршрут South Stream была накануне визита изложена турецким премьер-министром: он объяснил, что российской стороной внесены предложения по использованию трубопровода "Самсун–Джейхан" для решения проблемы перегруженности Босфора танкерами, транспортирующими нефть из черноморского бассейна, сообщает Коммерсант.

Трубопровод "Самсун – Джейхан", строительство которого было начато в мае 2007 года, проходит по территории лишь одной страны – Турции и соединит два морских порта: "Самсун" на Черном море и "Джейхан" на Средиземном. В реализации проекта участвуют две компании: турецкая Calik Enerji и итальянская Eni. Проектная мощность трубопровода - 50 миллионов тонн нефти в год. Новый трубопровод планируется сдать в эксплуатацию в 2010 году, сообщает Технопрогресс.ру.

По словам экспертов проект изначально был очень рискованным, так как он начался, не имея подписанных гарантий по поставкам нефти. Он создавался с расчетом под будущие ресурсы с месторождения "Кашаган" - супергигантское нефтегазовое месторождение Казахстана, расположенное на севере Каспийского моря. Однако промышленная добычи нефти на это месторождении неоднократно переносилась - в настоящий момент перенесена до октября 2013 года.

Впервые новость о конкретных планах по строительству нефтепровода "Самсун – Джейхан" прозвучала из уст турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана на церемонии открытия трубопровода "Баку-Тбилиси-Джейхан" (BTC) в июле 2006 года. Он заявил тогда, что новая труба готова принять российскую и казахстанскую нефть.

Таким образом, Турция была бы очень заинтересована в российском участии в этом проекте, в то время как для России этот проект может оказаться стратегически невыгодным. Коме того, Москва изначально была намерена построить альтернативный трубопровод Бургас – Александропулос между Грецией и Болгарией.

Строительство 280-километрового нефтепровода "Бургас-Александропулос" стоимостью 1 миллиард евро было задумано в 1993 году российской и греческой компаниями с целью транспортировки сырой нефти из России, Азербайджана и Центральной Азии. Строительство должно было начаться в октябре 2009 года, а запуск - в 2011 году.

Еще ровно год назад во время визита в Анкару министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в очередной раз отклонил идею участия в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан. Тогда, по словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, сделав выбор в пользу "греческого" маршрута, Россия дала понять, что Греция для Москвы является таким же приоритетным партнером, как и Турция. Очевидную заинтересованность в проекте имела и болгарская сторона.

Более того, еще в конце апреля во время переговоров с бывшим премьер–министром Болгарии Сергеем Станишевым Владимир Путин заявлял о том, что проект "Бургас-Александропулос" продвигается самым лучшим образом.

И вот, вчерашние договоренности с Турцией позволяют предположить, что Москва, похоже, изменила свое мнение и выразила готовность на сотрудничество по проектам, ранее не входившим в стратегические планы Кремля.

Давние намерения

Очевидно, причиной этому стали "слегка подпортившиеся" за прошедший год отношения между братскими странами.

Впрочем, стремление к снижению зависимости от поставщиков газа, прежде всего от России, у европейских стран не ново. Что касается Греции и Италии, то они уже не первый год предпринимают шаги в плане диверсификации рисков.

Так, в ноябре 2007 года был завершен 296-километровый газопровод между Турцией и Грецией, пропускная способность которого сейчас составляет 10 млрд кубометров газа в год. В 2012 году она будет увеличена до 11 млрд кубометров в год, а сама труба должна стать частью единой газотранспортной системы Interconnector (ITGI), которая объединит Турцию, Грецию и Италиюи станет одним из пяти основных путей транспортировки газа в Евросоюзе.

По новому маршруту в Италию транзитом через Турцию и Грецию природный газ может поставляться сразу из нескольких стран - из Азербайджана, России, стран Ближнего Востока и Северной Африки. Однако основным поставщиком, на которого надеются южно-европейские страны, должен стать Азербайджан. В любом случае, конкурентная борьба среди поставщиков газа резко усилится, и идет это уже сейчас.

Бывшие друзья

Болгария же вплоть до этого года продолжала сохранять приверженность дружеским отношениям с Россией и тотальную энергетическую зависимость. Однако "холодная зима 2009-го" в результате "газовой войны" между Россией и Украиной подтолкнула приход в Болгарии нового, настроенного "антироссийски" правоцентристского правительства.

В начале июля этого года к власти в Болгарии пришло новое правоцентристское правительство во главе с Бойко Борисовым.

Новый премьер сразу же после победы на выборах 5 июля потребовал немедленно остановить работы над болгарским участком газопровода "Южный поток", а также прекратить все переговоры по любым новым соглашениям о закупках российского газа для Болгарии; пересмотреть участие в строительстве нефтепровода "Бургас-Александропулос"; свернуть финансирование и отказаться от строительства атомной электростанции "Белене", которую помогает сооружать российская компания "Атомстройэкспорт".

А уже 14 июля, спустя неделю после прихода к власти в Болгарии правительства Бойко Борисова, в Софии состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании относительно строительства ответвления Греция-Болгария от трубопровода Турция-Греция-Италия, который, по мнению сторон, открывает новые возможности для экспорта газа из Азербайджана в Европу. Италия рассчитывает закупать до 10 млрд. кубометров газа, остальные объемы планируют брать Болгария и Греция.

Еще большей неприятностью для России стало подписанное уже через несколько дней в Анкаре межправительственное соглашение о создании газопровода Nabucco в обход России, конкурентом проекта "Южный поток". Документ подписали Турция, Австрия, Венгрия, Болгария и Румыния.

По мнению аналитиков РИА Новости, Москва не склонна драматизировать декларированный "энергетический развод" Болгарии с Россией.

Разрыв нефтегазовых и "атомных договоренностей" с Россией, во-первых, никак не может быть обоснован ни с правовой, ни с экономической точки зрения. Во-вторых, сама Болгария от них получает или будет получать как транзитная страна такие колоссальные дивиденды, что навряд ли новый кабинет на это пойдет.

Просто надо будет ждать "перераспределения участия" в прибылях, которые получаются на болгарской стороне и болгарскими кампаниями от нефтяного и газового сотрудничества с Россией.

И все же поводы для беспокойства есть. Согласно проекту, новый трубопровод должен пройти из Новороссийска в Болгарию по дну Черного моря. Далее "труба" разделится на две ветки: через Грецию в Италию и через Сербию и Венгрию в Австрию.

Именно Болгария является ключевым партнером проекта, поскольку на ее территории газопровод выходит на поверхность и далее разветвляется. В условиях уже двух подписанных соглашений по трубопроводам–конкурентам российского "Южного потока", Россия оказалась в состоянии неопределенности – продолжать ли работы по проекту, когда вывод трубы на поверхность в запланированном месте может оказаться под большим вопросом.

Румыния вместо Болгарии?

Отметим также, что осенью 2008 года "Газпром" рассматривал в качестве альтернативы Болгарии Румынию и даже вел переговоры, но подробности не переговоров не разглашались. По сведениям газеты Коммерсант эксперты на тот момент считали идею переориентацию "Южного потока" в Румынию экономически обоснованной.

"Путь через Черное море до Румынии на 100 км короче, чем до Болгарии, то есть подводная часть обойдется на 12% дешевле",- цитиравала газета директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина.

Тем не менее, с осени прошлого года о возможной замене Болгарии на Румынию больше не сообщалось.

Более того, новые договоренности о планируемой прокладке трубопровода вдоль турецких берегов делают такой маршрут и вовсе нелогичным, учитывая, что Румыния расположена значительно севернее.

Итальянская раздвоенность

Что касается Италии, совместно с которой планируется осуществлять проект, то она еще не поставила свою подпись под "Южным потоком". Кроме того, реальная заинтересованность итальянской стороны пока также остается неоднозначной.

Так, на вопрос, означает ли проект ITGI отказ Италии от проекта "Южный поток", посол Италии в Азербайджане Жан Луиджи Маскиа ответил отрицательно. "Мы работаем над реализацией "Южного потока", участвуем в проекте Nabucco и будем строить новую ветку в Болгарию. Все эти проекты не противоречат друг другу, а способствуют диверсификации поставок газа на рынок Италии и Европы в целом", - сказал дипломат.

В то же время весной со стороны итальянского министра иностранных дел прозвучала фраза, что проект "Южный поток" имеет для Италии второстепенное значение, а в апреле министр экономики этой страны Клаудио Скайола заявил о том, что газопровод "Голубой поток", оканчивающийся сейчас в Турции, будет удлинен вплоть до Италии.

По его словам, ответвления от "Голубого потока" будут проложены до порта Бриндизи на южном побережье Италии и до Триеста на севере, заявил в интервью телеканалу RT Скайола, то есть, по сути "сливаться" все с тем же турецко-греко-итальянским проектом ITGI.

"Эксперты сейчас вычисляют объемы газа, который можно пустить по двум ветвям газопровода, – уточнил итальянский министр. – Одна ветвь будет проходить через самое узкое место в Адриатическом море на юг страны, а другая труба будет проложена до Северной Италии. Мы можем выбрать либо обе ветви, либо одну из них".

Таким образом, итальянская сторона инцииирует создание новой черноморско-южноевропейской трубопроводной системы - якобы для российского газа.

Тем не менее, очевидно, что несмотря на заявления дипломатов, все три потока окажутся в жесткой конкуренции друг с другом. И скорее всего, какой-то из трех, как водится, будет лишним.

Преимуществом маршрута ITGI перед Nabucco и "Южным потоком" является относительно малая стоимость он требует всего 120 млн. евро. Кроме того, он уже частично построен, так что у него меньше всего шансов стать "третим лишним".

Путин, Берлускони, Эрдоган направили "Южный поток" к турецким берегам

"Газпром" начал строительство нового газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток

Новое правительство Болгарии замораживает сделки по "Южному потоку" и дает "добро" Nabucco

Если друг оказался вдруг...

Новым главой правительства Южной Осетии назначен строитель из Челябинска

России Энергетическая Хартия не нужна – Владимир Путин

Олег Дерипаска создает крупнейшую частную энергетическую компанию в России

Журналистам запретили снимать секретный объект МТС

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >