Собчак спасла от одного пьяного пилота, кто нас спасет от остальных?

Главная Общество
Новосибирск
09:33 23 Февраля 2009
версия для печати Ico_print

Буквально перед праздником 8 марта в интернете была опубликована запись переговоров пилотов "Боинга" авиакомпании "Аэрофлот – Норд", разбившегося 14 сентября 2008 года при заходе на посадку в Перми. Тогда, напомним, погибли 82 пассажира и 6 членов экипажа рейса 821 Москва-Пермь, сообщает Turist.ru.

Опубликованная аудиозапись сделает аэрофобом любого человека с абсолютно здоровыми нервами. Межгосударственный авиакомитет еще в феврале официально объявил, что у командира экипажа разбившегося лайнера в крови обнаружен этиловый спирт. Но за этой дипломатичной фразой теплилась надежда, что, может, человек был "со вчерашнего", ну или бутылочку пивка выпил в полете.

Однако прослушивание записи говорит о другом: командир экипажа просто не вязал лыка, путал давление с номером рейса.

Вдобавок ко всему, экипаж еще и не умел управлять этим самолетом: в заключении МАК говорится, что причиной катастрофы стала потеря пилотами ориентации в пространстве из-за недостаточного уровня подготовки экипажа.

Представьте себе ситуацию - сели бы вы в такси, водитель которого настолько пьян, что с трудом разговаривает, путает педали, вместо поворота направо поворачивает налево, да еще и ездит по встречке? История с пермским "Боингом" абсолютна идентична: пьяный пилот, который набирает высоту при заходе на посадку, вместо левого разворота совершает правый, не слушает команды диспетчера.

И это все происходит на борту самолета, совершающего не местный рейс в глубинке, а полет из столичного Шереметьево. Да и сам "Боинг" принадлежал не какой-то мелкой авиакомпании, а нес на своем борту логотип "Аэрофлота" - символа российской гражданской авиации.

Кстати, непосредственно перед Новым годом с "Аэрофлотом" из Шереметьево произошел еще один инцидент, который из-за праздников не получил широкой огласки, а потом о нем и вовсе забыли. Дело было 28 декабря на маршруте Москва-Нью-Йорк.

Летевшая этим рейсом Ксения Собчак заподозрила, что пилот нетрезв, когда тот не очень внятно произнес приветственную речь пассажирам. В результате самолет вылетел на три часа позже и с резервным экипажем.

История получила международную огласку, потому что на борту находилась корреспондентка газеты Guardian Ира Иосебашвили, которая тоже отметила неадекватность пилота в своей статье: "Его голос был странным - невнятные слова, неполные предложения, паузы".

Сложно сказать, что было бы, если бы на борту не оказалась Собчак - дочь бывшего начальника экс-президента и нынешнего премьер-министра страны. Благодаря ее стараниям пассажирам показали командира корабля и заменили экипаж.

"Позже авиакомпания заявила, что пилот был проверен и признан трезвым, - описывает это Guardian, - однако все мы видели пьяного человека, лицо которого было красным, как свекла, а глаза были налиты кровью".

Не хочется быть арбитром в этой ситуации, но два инцидента за небольшой период времени говорят, что либо пилоты "Аэрофлота" летают пьяными, либо авиакомпания - символ российской гражданской авиации набирает пилотов с плохой дикцией.

Человек устроен так, что ему хочется верить в лучшее, например, в трезвых пилотов. Однако летчики если не летают пьяными, то иногда пытаются это сделать.

Так, 24 декабря прошлого года в Хитроу был задержан пилот авиакомпании Jet Airways, которому предстояло сесть за штурвал самолета и везти 300 пассажиров в Мумбаи. И примеров таких немало: сообщения о том, что к полету не были допущены пьяные летчики, хотя и не очень частые, но все же несколько раз за год попадаются.

И, судя по пермскому "Боингу", некоторым пилотам удается все-таки проникать на борт "под градусом".

С другой стороны, ничто не мешает пилоту выпить и после предполетного досмотра уже непосредственно в пилотской кабине. Благо, любой аэропорт - это огромный винно-водочный магазин, а запрета на посещение Duty Free у пилотов нет.

По официальной статистике, в мире на данный момент зафиксировано 18 авиакатастроф, произошедших из-за того, что экипаж принимал алкоголь или наркотики. Думается, что и пермскую катастрофу можно смело включать в этот список. В целом, на долю пилотов СССР и России приходится 5 подобных авиакатастроф, что составляет четверть от их общего количества.

А если смотреть по числу жертв, то наши пилоты-алкоголики угробили наибольшее количество пассажиров. Потому что зарубежная катастрофа такого плана обычно выглядит следующим образом: человек покурил или выпил, потом сел за штурвал собственной "Сессны" и разбился, и число жертв обычно составляет 1-2 человека. Наши же сразу разбивают целый пассажирский "Боинг".

Судите сами. 24 апреля 1948 года. Восточно-сибирское управление ГВA (Гражданский воздушный флот - предшественник "Аэрофлота"). Командир Ли-2 Быков в сложных метеоусловиях снизился до высоты 100 метров и вел самолет вдоль русла реки. Из-за снегопада самолет потерял высоту и с левым креном врезался в лед. Погибло 28 человек. Установлено, что в ночь накануне полета экипаж принимал участие в пьянке, организованной руководителями аэропорта.

Верить, что в сталинские годы в авиации был порядок, не стоит - уже тогда проблема дисциплины стояла остро. "Командир корабля 104 авиаотряда Ефимов был обнаружен возле своей квартиры пьяным в канаве, хотя ему на следующий день предстояло выполнять рейс. Он снят с летной работы на 3 месяца", - типичная докладная тех лет. А если пилоты так закладывали за воротник в суровые сталинские годы, то думать, что они стали пить меньше в более демократичное время - большая ошибка.

Справедливости ради надо сказать, что не только наши пилоты любят выпить. Так, второе официально зарегистрированое алкоавиапроисшествие произошло по вине финских пилотов. Самолет DC-3 3 января 1961 года выполнял местный рейс из аэропорта Коккола/Пьетарсаари в аэропорт Вааса. Самолет делал левый разворот на низкой высоте и из-за ошибки экипажа потерял маневренность и вошел в штопор. Причина - пилоты ночью не спали, а пили. В результате погибли 25 человек.

Из-за недостаточного отдыха накануне полета и употребления спиртного (в крови пилота было зафиксировано 1,5 промилле алкоголя) произошла и третья "пьяная" авиакатастрофа - это случилось 11 июля 1972 года в Норвегии. Пилот королевских ВВС проигнорировал указание диспетчера, в результате чего самолет врезался в гору. 17 человек погибли.

Самая, пожалуй, дурацкая авиакатастрофа по вине нетрезвого командира экипажа произошла 13 января 1977 года в аэропорту Анкориджа (Аляска) с грузовым DC-8 "Японских авиалиний", который выполнял рейс в Токио.

Пилоту было предписано занять для взлета полосу 24L. Однако командир японского грузовика решил взлетать с полосы 24R. Казалось бы, диспетчера должно было насторожить, что самолет занимает не ту полосу для взлета. Но в Анкоридже в тот день мела метель и контрольная башня решила, что из-за непогоды японцы могли совершить ошибку.

В результате самолет все-таки взлетел с нужной полосы, правда, рухнул на землю через 300 метров после отрыва от земли. Погиб экипаж из 3 человек и 2 сопровождавших груз пассажира. Самолет упал из-за обледенения в условиях сильного снегопада. Но не это было главной причиной трагедии.

Дело в том, что содержание алкоголя в крови командира экипажа в три раза превышало уровень, при котором на Аляске водитель признается нетрезвым. Это и сыграло фатальную роль - экипаж просто не смог отговорить своего выпившего капитана совершать полет в фактически нелетную погоду. Пьяному пилоту ведь никакая непогода не страшна.

Вывод неутешительный - пилоты пьют, и бороться с этим невозможно. При этом, если летчик прошел предполетный досмотр, то ничто не мешает ему выпить непосредственно перед взлетом или попросить стюардессу во время полета принести бутылочку-другую спиртного к обеду из богатого арсенала алкоголя, предназначенного для пассажиров. Ведь хоть туристов на борту большинство российских авиакомпаний бесплатно поить перестали, за деньги в том же "Аэрофлоте" можно купить все основные напитки.

Правда, на днях авиакомпания "Аэрофлот-Норд", чей самолет разбился в Перми, заявила, что вводит послеполетный досмотр пилотов. Хочется верить, что эта мера позволит кого-нибудь спасти и поможет удержать пилотов от пьянства на борту. Но это тоже сомнительная мера: остались бы живы пассажиры разбившегося в Перми "Боинга", если бы пилоту после посадки грозило увольнение?

Туристам же посоветовать абсолютно нечего. Если из такси с пьяным водителем можно выйти, то пассажирам парашюты не дают. Остается действовать только как Ксения Собчак - если чувствуете, что пилот в приветственном слове не вяжет лыка, то лучше прослыть параноиком, требовать замену экипажа, остаться на земле, в конце концов, чем стать цифрой статистики авиакатастроф в разделе Fatalities.

Источник: Turist.ru.

"Профессионалами не рождаются" - МАК обнародовал причины авиакатастрофы в Перми 

Павел Глоба: Крушение Боинга-737 под Пермью – результат "черной магии

Авиатенденция: в Сибири - череда вынужденных посадок

Новости Новосибирска: На озере Манжерок откроется благоустроенный пляж

На озере Манжерок откроется благоустроенный пляж

17 Июля 2018 г.
Церемония назначена на 21 июля
Новости Новосибирска: Реконструкцию Михайловской набережной в Новосибирске завершат к 1 октября

Реконструкцию Михайловской набережной в Новосибирске завершат к 1 октября

17 Июля 2018 г.
Мэрия решила не отказываться от посадки яблонь сорта «Рудольф»
Новости Новосибирска: Организаторы митинга пригрозили мэру Новосибирска уголовным преследованием

Организаторы митинга пригрозили мэру Новосибирска уголовным преследованием

16 Июля 2018 г.
За отзыв согласования митинга против пенсионной реформы
Новости Новосибирска: За неделю в Новосибирской области утонуло девять человек

За неделю в Новосибирской области утонуло девять человек

16 Июля 2018 г.
Власти региона требую организовать эффективное патрулирование мест для купания
Новости Новосибирска: Жизни отравившихся спайсами новосибирских детей ничего не угрожает

Жизни отравившихся спайсами новосибирских детей ничего не угрожает

16 Июля 2018 г.
Школьники нашли курительные смеси во дворе
Новости Новосибирска: Международный фестиваль «Играй, гармонь!» завершится гала-концертом в Новосибирске

Международный фестиваль «Играй, гармонь!» завершится гала-концертом в Новосибирске

15 Июля 2018 г.
В форуме приняли участие более тысячи гармонистов
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Новосибирска: Программу развития новосибирского Академгородка заподозрили в неадекватности

Программу развития новосибирского Академгородка заподозрили в неадекватности

17 Июля 2018 г.
Будущее Новосибирского научного центра обсудили на круглом столе в Академпарке
Новости Новосибирска: УФАС рассматривает дело о нарушениях при поставках оборудования в «НМИЦ им. Мешалкина»

УФАС рассматривает дело о нарушениях при поставках оборудования в «НМИЦ им. Мешалкина»

16 Июля 2018 г.
Антимонопольщики считают, что медучреждение обеспечивало победу ООО «Фаворит»
Новости Новосибирска: В Новосибирске появился Дом болельщиков хоккейной «Сибири»

В Новосибирске появился Дом болельщиков хоккейной «Сибири»

14 Июля 2018 г.
Клубной символикой украсили стены пятиэтажного дома
Rss_45