Музей Кондратюка отмечает именины
11 февраля мемориальный музейный центр имени одного из основателей космонавтики отмечает свое 15-летие. В программе празднования...
В Новосибирске уже 15 лет существует мемориальный музейный центр имени Юрия Васильевича Кондратюка. Это учреждение культуры было создано в 1993 году с целью сохранения и изучения материалов, связанных с судьбой и творческим наследием Кондратюка - человека, благодаря которому наш город вошёл в историю космонавтики.
За 15 лет работы сотрудники учреждения собрали множество архивных материалов, обширную видеотеку, интересные экспонаты. Для посетителей открыты два выставочных зала "Судьба и творческое наследие Ю. В. Кондратюка" и "Освоение космоса и столица Сибири". Сотрудники музейного центра ведут активную просветительскую работу по истории отечественной и зарубежной космонавтики, обращая особое внимание на популяризацию заслуг Кондратюка.
В 2008 году в государственных архивах Москвы и Санкт-Петербурга проводилась работа по поиску новых материалов, связанных с биографией и творческим наследием Кондратюка. На основе экспонатов, переданных при содействии Федерального космического агентства России в дар центру, сформирована выставочная коллекция "Космическая одежда".
С 16-30 в выставочных залах откроется экспозиция коллекции "Космическая одежда". Здесь же пройдет демонстрация мультфильмов о космосе, сделанных детьми. Также гостям расскажут о фотоконкурсе "Затмение солнца глазами новосибирцев". Среди гостей праздника - заслуженный деятель искусств РФ, член Союза художников России, Почетный житель Новосибирска Александр Чернобровцев (автор скульптурной композиции монумента славы), заведующий лабораторией Института химической кинетики и горения СО РАН, доктор физико-математических наук Владимир Зарко, директор музея связи Сибири Василий Пашковский.
Начало торжественного мероприятия - в 17:00. ММЦ имени Ю. В. Кондратюка расположен по адресу: ул. Советская, 24.
Из биографии Юрия Кондратюка
Шаргей Александр Игнатьевич, псевдоним - Кондратюк Юрий Васильевич, 1897-1942 годы. Один из основоположников космонавтики. В начале 20 века рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне. Эти расчеты были использованы американцами при создании лунной программы. Предложенная Шаргеем траектория названа "трассой Кондратюка". С 1910 по 1916 годы учился во Второй полтавской мужской гимназии и окончил её с серебряной медалью.
В 1916 году поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из неё. Опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Кареевой раздобыл документы на имя Ю. В. Кондратюка - под эти именем прожил до конца жизни.
С 1921 по 1927 годы Шаргей-Кондратюк работал на Южной Украине, на Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и кончая механиком на элеваторе. В 1927 году его пригласили в Новосибирск для работы в "Хлебопродукте", где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор "Мастодонт" в Камне-на-Оби - зернохранилище на 13000 тонн, построенное без единого гвоздя; в условиях тотального дефицита это было невероятным сооружением).
В своей работе "Тем, кто будет читать, чтобы строить", независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.
Им были предложены: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль (предложение реализовано американским агенством NASA в программе "Apollo"); использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космического аппарата при полете в Солнечной системе ("пертурбационный маневр").
В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.
"Завоевание межпланетных пространств" (1929): в этой книге автор изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе "Тем, кто будет читать, чтобы строить". В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортной системы "Прогресс"). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.
По материалам ru.wikipedia.org.