О рождестве, Христосе и о нас
На тему Рождества можно говорить бесконечно. Но все же в эти святые дни хотелось бы познакомить читателей с тем, что для самих христиан важно в этом празднике.
Первое, на что следует обратить внимание — то, что праздник этот именно христианский и его невозможно понять и по настоящему отпраздновать вне религиозного контектста.
Главное действующее лицо — Сам Христос, суть праздника — Его рождение, начало того пути, что приведет к спасению людей от греха и вечной смерти. Тут нет и не может быть никаких других смыслов и персонажей — только евангельские. Поэтому для православных людей Рождество Христово — это прежде всего праздничное богослужение (как правило ночное), молитвенное общение с Богом и причащение в этот день на Литургии.
В нашей стране так сложилось, что народные и семейные традиции, связанные с Рождеством, ушли и по-своему, так или иначе, возродились в новогодних торжествах, уступив место самому главному. Конечно остались и праздничный стол и подарки, но все это вторично по отношению к посещению храма, молитве и причащению.
Хотелось бы обратить внимание и на то, что очень важным в праздновании Рождества Христова является вспоминание евангельских событий и размышление о том, что они значат для нашей жизни и для нас лично. Иисус приходит в мир так же, как приходим все мы.
Он рождается. Бог, посетивший людей, избирает тот же путь, что Сам он определил пройти каждому человеку. Святое семейство, Иосиф, Мария и новорожденный не находят места среди людей, вернее им не находится места в нашем мире.
Весть о Спасителе пастухи-простолюдины принимают в простоте сердца как откровение свыше. Волхвы же — ученые мужи своего времени — принимают Христа как итог своих поисков истины, как плод долгих трудов по изучению мироздания. Царь Ирод, а вернее тот, кто владел его темной душей — сам дьявол тоже прознал про младенца Христа и постарался убить Его. В результате погибли невинные дети.
В каждую эпоху, христиане стремились разглядеть в Рождестве что-то особенное, увидет ответы на свойственные их времени вопросы.
К примеру, около ста лет назад в обществе, опьяненном бурным ростом науки и, в частности, палеонтологическими открытиями, известный англичанин Г. К. Честертон так рассуждал о тайне боговоплощения: "Именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека, и в пещере нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина человеческой истории, подобная новому сотворению мира, тоже начиналась в пещере. И животные были тут, потому что пещера эта служила стойлом для горных жителей у Вифлеема; там и сейчас загоняют скот на ночь в такие ущельица и гроты.
Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком.
Легенды и поэмы, которым нет и не будет конца, повторяют на все лады немыслимый парадокс: руки, создавшие солнце и звезды, не могли дотянуться до тяжелых голов осла и вола. На этом парадоксе, я сказал бы даже, на этой шутке зиждется вся поэзия нашей веры".
Истчник: АиФ, автор Юрий Белановский