Чужое тело как свое – ученые провели эксперимент и удивились

Главная Общество
15:25 5 Апреля 2009
Автор: САН-Новосибирск

Шведские нейробиологи провели с серию экспериментов, целью которых было заставить человека ощущать себя не в собственном теле, а в чужом. Как выяснилось, изменить восприятие человека, и заставить его мозг воспринимать чужое тело как свое, не так уж сложно.

Этот экспиремент поможет исследователям понять, как человеческий мозг создает ощущение физического "я". Это исследование может иметь и практическое применение – например, в более интуитивном дистанционном контроле над роботами, а также для лечения фантомных болей после ампутации и для лечения анорексии.

Нейробиологи Валерия Петкова (Valeria Petkova) и Хенрик Эрссон (Henrik Ehrsson) из Каролинского института Швеции провели целую серию экспериментов с использованием замкнутых телевизионных систем.

Первый из проведенных экспериментов состоял в следующем: на голове обычного манекена были установлены две камеры, изображение с которых поступало на два небольших экрана, располагавшихся перед глазами добровольца. Когда камеры и голова человека наклонялись вниз, испытуемый видел тело манекена вместо своего собственного.

Идея же эксперимента заключалась в том, что ученые прикасались одновременно к животу манекена и живого участника; по свидетельству волонтеров, именно в этот момент у них возникала стойкая иллюзия обмена телами.

Иллюзия была настолько убедительной, что, когда исследователи угрожали ножом манекену , приборы фиксировали реакцию на коже человека – индикаторы стресса зашкаливали.

Все стало еще страннее, когда исследователи поместили камеры на голову другого человека.

Теперь испытуемых убеждали, что они находятся в теле другого человека. Ученых в очередной раз поразило, насколько "эффективным" оказался  оптичический обман: когда человек с камерами на голове подошел и пожал руку человека с экранами перед глазами, у последнего было ощущение, что пожал руку самому себе.

В результате предыдущего подобного эксперимента этой же группе ученых уже удалось убедить испытуемых, что они находятся за пределами собственного тела. Такой эффект был впервые удалось получить в лабораторных условиях, и эксперимент показал, что опыт выхода из тела во время спиритических сеансов, может иметь научное обоснование.

Получив обнадеживающие результаты, исследователи пошли еще дальше и закрепили камеру на голове ассистента, который поворачивался лицом к испытуемому и пожимал ему руку. Затем ученые подносили нож к руке помощника; как и ожидалось, у его «обманутого» визави проявлялась стрессовая реакция. Когда же нож касался собственной руки испытуемого, никакой реакции зафиксировано не было. Сообщается, что иллюзия возникала даже в том случае, если в эксперименте участвовали люди разного пола.

"Эти эксперименты показывают, как легко манипулировать человеческим осознанием своего физического "я", - говорит Ерссон, руководитель проекта. "Манипулируя сенсорным восприятием, можно обманывать себя не только в отношении выхода из собственного тела, но и вхождения в чужое".

Исследователи планируют использовать такого рода иллюзии, чтобы лечить пациентов с ампутированными конечностями. "Мы пришли к осознанию того, что между может быть связь между восприятием боли и собственного тела", - говорит ученый.

Также можно использовать эту методику в борьбе с анорексией, когда у людей нарушается верное восприятие собственного тела.

Помимо прочего, можно это применять для дистанционного управления роботами, например, на атомных электростанциях или во время хирургических операций.

На земле обнаружено бессмертное существо. Это...

В Венеции археологи нашли скелет женщины-вампира

Ученые: у верующих и атеистов мозги работают по-разному

Полезен ли подросткам интернет? Одни ученые считают - да...

Новости Новосибирска: Число зараженных COVID-19 в России приблизилось к 12 тысячам

Число зараженных COVID-19 в России приблизилось к 12 тысячам

10 Апреля 2020 г.
Всего число зараженных достигло 11917 человек в 82 регионах.
Новости Новосибирска: Выросло число зараженных COVID-19 в ряде сибирских регионов

Выросло число зараженных COVID-19 в ряде сибирских регионов

10 Апреля 2020 г.
Новые случаи зарегистрированы в Новосибирской, Кемеровской и Иркутской областях
Новости Новосибирска: Мигранты увеличили численность населения Новосибирской области

Мигранты увеличили численность населения Новосибирской области

9 Апреля 2020 г.
Но в сельских районах она сократилась
Новости Новосибирска: Путин предложил установить дополнительные выплаты медикам на 3 месяца, начиная с апреля

8 Апреля 2020 г.
Помимо этого, Путин предложил установить повышенные страховые гарантии для медиков.
Новости Новосибирска: Новосибирский зоопарк получит 27,5 млн рублей