Чужое тело как свое – ученые провели эксперимент и удивились

Главная Общество
15:25 5 Апреля 2009
Автор: САН-Новосибирск

Шведские нейробиологи провели с серию экспериментов, целью которых было заставить человека ощущать себя не в собственном теле, а в чужом. Как выяснилось, изменить восприятие человека, и заставить его мозг воспринимать чужое тело как свое, не так уж сложно.

Этот экспиремент поможет исследователям понять, как человеческий мозг создает ощущение физического "я". Это исследование может иметь и практическое применение – например, в более интуитивном дистанционном контроле над роботами, а также для лечения фантомных болей после ампутации и для лечения анорексии.

Нейробиологи Валерия Петкова (Valeria Petkova) и Хенрик Эрссон (Henrik Ehrsson) из Каролинского института Швеции провели целую серию экспериментов с использованием замкнутых телевизионных систем.

Первый из проведенных экспериментов состоял в следующем: на голове обычного манекена были установлены две камеры, изображение с которых поступало на два небольших экрана, располагавшихся перед глазами добровольца. Когда камеры и голова человека наклонялись вниз, испытуемый видел тело манекена вместо своего собственного.

Идея же эксперимента заключалась в том, что ученые прикасались одновременно к животу манекена и живого участника; по свидетельству волонтеров, именно в этот момент у них возникала стойкая иллюзия обмена телами.

Иллюзия была настолько убедительной, что, когда исследователи угрожали ножом манекену , приборы фиксировали реакцию на коже человека – индикаторы стресса зашкаливали.

Все стало еще страннее, когда исследователи поместили камеры на голову другого человека.

Теперь испытуемых убеждали, что они находятся в теле другого человека. Ученых в очередной раз поразило, насколько "эффективным" оказался  оптичический обман: когда человек с камерами на голове подошел и пожал руку человека с экранами перед глазами, у последнего было ощущение, что пожал руку самому себе.

В результате предыдущего подобного эксперимента этой же группе ученых уже удалось убедить испытуемых, что они находятся за пределами собственного тела. Такой эффект был впервые удалось получить в лабораторных условиях, и эксперимент показал, что опыт выхода из тела во время спиритических сеансов, может иметь научное обоснование.

Получив обнадеживающие результаты, исследователи пошли еще дальше и закрепили камеру на голове ассистента, который поворачивался лицом к испытуемому и пожимал ему руку. Затем ученые подносили нож к руке помощника; как и ожидалось, у его «обманутого» визави проявлялась стрессовая реакция. Когда же нож касался собственной руки испытуемого, никакой реакции зафиксировано не было. Сообщается, что иллюзия возникала даже в том случае, если в эксперименте участвовали люди разного пола.

"Эти эксперименты показывают, как легко манипулировать человеческим осознанием своего физического "я", - говорит Ерссон, руководитель проекта. "Манипулируя сенсорным восприятием, можно обманывать себя не только в отношении выхода из собственного тела, но и вхождения в чужое".

Исследователи планируют использовать такого рода иллюзии, чтобы лечить пациентов с ампутированными конечностями. "Мы пришли к осознанию того, что между может быть связь между восприятием боли и собственного тела", - говорит ученый.

Также можно использовать эту методику в борьбе с анорексией, когда у людей нарушается верное восприятие собственного тела.

Помимо прочего, можно это применять для дистанционного управления роботами, например, на атомных электростанциях или во время хирургических операций.

На земле обнаружено бессмертное существо. Это...

В Венеции археологи нашли скелет женщины-вампира

Ученые: у верующих и атеистов мозги работают по-разному

Полезен ли подросткам интернет? Одни ученые считают - да...

Новости Новосибирска: В Новосибирске пройдет полная инвентаризация земли

В Новосибирске пройдет полная инвентаризация земли

Реализация программы займет пять лет и потребует 75 млн из бюджета
Новости Новосибирска: Власти Новосибирска готовятся купить около 100 автобусов МАЗ

Власти Новосибирска готовятся купить около 100 автобусов МАЗ

21 Сентября 2017 г.
По планам городских властей, обновлением автобусного парка сможет существенно скорректировать маршруты в Новосибирске
Новости Новосибирска: Диалог по новосибирской «мусорной концессии» закончится в октябре

Диалог по новосибирской «мусорной концессии» закончится в октябре

21 Сентября 2017 г.
Губернатор Новосибирской области определил срок принятия решения по «мусорной концессии»
Новости Новосибирска: Новосибирские бизнесмены продали квартиру, чтобы погасить долги  по зарплате

Новосибирские бизнесмены продали квартиру, чтобы погасить долги по зарплате

21 Сентября 2017 г.
Судебные приставы взыскали 1,2 млн рублей с зарегистрированной в Новосибирской области компании «Чановская» из-за долгов по зарплате сотрудникам - чтобы погасить задолженность, коммерсантам пришлось продать квартиру.
Новости Новосибирска: Полиция проверит руководителя НП «ЖКХ. Контроль – Новосибирск» из-за жалоб о вымогательстве