Зазорный вопрос

Главная Автоновости
Новосибирск
14:30 11 Августа 2014 версия для печати Ico_print

Клапаны ГРМ

Когда водитель стареньких «Жигулей» промахивается передачей, включая вместо первой третью, мы слышим из‑под капота частое металлическое клацанье. Это стучат клапаны. Но не обязательно быть владельцем антиквариата, чтобы услышать этот звук. Разрегулированные зазоры клапанов — частая проблема для ДВС. Об этом сегодняшний обзор нашей «технической рубрики».

 

Теория

 

Без теоретического абзаца нам не обойтись. Кратко об устройстве ГРМ (газораспределительного механизма): каждый цилиндр большинства современных ДВС имеет два впускных и два выпускных клапана. Клапаны и распредвал находятся в верхней части блока цилиндров, а коленвал (ведущий вал двигателя, на который работает вся мощь цилиндров и поршней) — в нижней части. Распредвал приводится от коленвала посредством роликовой цепи или зубчатого ремня. На распредвале есть кулачки (плос­кие, яйцевидной формы), при вращении распредвала они толкают стержни клапанов в разных фазах, обеспечивая их попеременное открытие и закрытие. Та часть клапана, которая соприкасается с кулачками (толкателями), называется седлом; а широкая часть, запирающая или приоткрывающая отверстие в цилиндре, называется тарелкой. Клапан удерживается в закрытом состоянии с помощью пружины или даже двух, а открывается при нажатии на стержень.

Воздушно-топливная смесь из форсунок через впускные клапаны попадает в камеру сгорания цилиндра; впускные клапаны закрываются, поршень идет вверх и сжимает смесь, свеча дает искру, смесь взрывается и расширяется, поршень идет вниз (и вращает коленвал — вот она, мощность!), а потом вновь вверх; в конце цикла открываются выпускные клапаны, удаляя из цилиндра отработанные газы. А потом все повторяется! Так (упрощенно) работает ГРМ двигателя.

 

Симптомы

 

Точная работа клапанов, выверенные фазы газораспределения — залог хорошей мощности и долговечности мотора. Однако есть нюанс. Когда мотор разогревается, металл клапанов и кулачков начинает расширяться — и между ними изменяется величина зазора. Изначально, с завода, эти так называемые тепловые зазоры настроены идеально; но в процессе эксплуатации детали изнашиваются, где‑то появляется нагар (утолщение), а где‑то, наоборот, покрытие выгорает — и зазоры «уходят». Быстрейшему нарушению зазоров помогает плохой бензин, агрессивное вождение в красной зоне тахометра, сбитые фазы зажигания и т. п. В среднем, производители рекомендуют регулировать тепловые зазоры клапанов ГРМ раз в 40—50 тыс. км пробега.

 

Если зазор между клапаном и толкателем меньше стандартного, седло давит на кулачок и начинает подгорать, нарушается теплообмен между цилиндром и тарелкой клапана, что влечет за собой прогар и тарелки. Прогоревшие клапаны нарушают газораспределение — мотор троит и не тянет. Беда в том, что поначалу малый зазор нелегко распознать — двигатель работает тихо; а заменить прогоревший клапан без дорогостоящего разбора двигателя прос­то невозможно.

При больших зазорах клапаны открываются не полностью, мощность двигателя резко падает (компрессия ухудшается), и слышен характерный металлический лязг. В этом случае толкатели и седла жестко сталкиваются, клапаны постепенно разбиваются. В запущенных случаях из‑за нарушенного газообмена топливо догорает в глушителе — машина «стреляет». «Плюсы» больших зазоров в том, что их нетрудно диагностировать: лязг слышен порой даже на холостых оборотах, и обязательно — под нагрузкой.

 

 

Лечение

 

Помните — для точной регулировки зазоров двигатель должен быть холодным, поэтому машину лучше всего оставить в сервисе с вечера, чтобы с утра мастер приступил к работе. Сами клапаны должны быть притерты (если недавно ремонтировали головку цилиндров), не разбиты на концах, зазор во втулках не должен превышать нормальный.

 

Есть, конечно, моторы с гидрокомпенсаторами — они поддерживают нужный зазор автоматически. Но сложная конструкция снижает надежность и ремонтопригодность двигателя. Недаром Honda, например, чьи моторы — образец надежности, не спешит отказываться от простого упорного винта с контргайкой.

А как давно вы проверяли состояние клапанов своего мотора?

Источник: shans-auto.ru

Фото с сайта: shans-auto.ru

Автор: Павел Веселовский

 

Новости Новосибирска: Opel - доступная немецкая надежность

Opel - доступная немецкая надежность

22 Августа 2019 г.
Машины Opel популярны во всем мире
Новости Новосибирска: В Госдуме предложили запретить эксплуатацию старых автомобилей

В Госдуме предложили запретить эксплуатацию старых автомобилей

14 Августа 2019 г.
Производители автомобилей поддержали предложение депутатов.
Новости Новосибирска: Киберспортсмен обогнал пилота G-Drive Racing в виртуальных гонках

Киберспортсмен обогнал пилота G-Drive Racing в виртуальных гонках

1 Ноября 2018 г.
Канадец Russel «Twistzz» Van Dulken из команды Team Liquid стал победителем гонки G-Drive Challenge
Новости Новосибирска: В Даляне стартовал автопробег из Китая в Новосибирск

В Даляне стартовал автопробег из Китая в Новосибирск

18 Мая 2018 г.
За 12 дней колонна преодолеет около шести тысяч километров
Новости Новосибирска: Сибирячка выиграла поездку на легендарную гонку

Сибирячка выиграла поездку на легендарную гонку

15 Мая 2018 г.
Жительница города Стрежевой Томской области выиграла поездку во Францию на марафон «24 часа Ле-Мана»
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Новосибирска: Китайская компания H3C объявила о начале работы в России

Китайская компания H3C объявила о начале работы в России

13 Сентября 2019 г.
Она рассчитывает попасть в тройку лидеров по поставке продукции для информационно-коммуникационных технологий
Новости Новосибирска: В Новосибирске открылся светомузыкальный фонтан

В Новосибирске открылся светомузыкальный фонтан

12 Сентября 2019 г.
Он будет использоваться и в образовательных целях
Новости Новосибирска: Новосибирские инноваторы добились субсидий

Новосибирские инноваторы добились субсидий

16 Сентября 2019 г.
Министерство науки и инновационной политики области подвело итоги конкурса
Rss_45