ЕГЭ в России и в Британии - почувствуйте разницу

ЕГЭ в России и в Британии - почувствуйте разницу

Разница между Россией и Великобританией состоит в том, что в России существует "образовательная система", а в Великобритании "система образования". То есть...

Разница между Россией и Великобританией состоит в том, что в России существует "образовательная система", а в Великобритании "система образования". То есть в России есть школа, есть высшая школа, есть управление тем и другим, но нет общей конечной цели, которой должна быть подчинена деятельность всех этих учреждений, пишут Аргументы недели в статье "ЕГЭизм как формат социальной политики " .

В Британии, напротив, все подчинено конечной цели - подготовке квалифицированных кадров "на выходе" системы - в университете.

В Британии ЕГЭ встроен в общий образовательный процесс, является его составной частью. У нас он станет очень дорогим "пятым колесом" в системе управления образованием. ЕГЭ в Британии существует, чтобы соединять школу и университет. У нас он будет их разъединять.

Если абитуриентов будут зачислять в университет только по результатам ЕГЭ, то при отсутствии рейтинга школ, при практически полной невозможности уследить за прозрачностью сдачи ЕГЭ (давайте оставим в стороне иллюзии, в стране, в которой вся экономика, социальная сфера и политика не прозрачны, не может быть острова счастья в виде ЕГЭ), такая система убьет университеты.

Если дать университетам право проводить дополнительно свои экзамены или собеседования, то вся затея с ЕГЭ выглядит дорогостоящей и бесполезной забавой. Из-за той же неустранимой в сегодняшних условиях непрозрачности индикативная (информационная) роль результатов ЕГЭ будет минимальной.

Совершенно очевидно, что выпускники из центральной России и из ее южных окраин при абсолютно одинаковых ЕГЭ будут обладать совершенно разным объемом знаний...

ЕГЭ сегодня, ЕГЭ вне полномасштабной реформы всего нашего среднего и высшего образования, принципы которой даже пока не обсуждаются (некогда, все заняты ЕГЭ) - вещь абсолютно бесполезная. Однако в политике, в том числе социальной, все, что не полезно, - вредно.

Сегодня, пока наша средняя школа не связана ЕГЭ, она, как ни странно, имеет невиданную свободу для педагогического творчества. Воспользоваться этими возможностями, правда, могут немногие. Еще меньше школ к этому стремится.

Тем не менее в России на фоне в целом упадочного состояния среднего образования смогло развиться "элитарное" образование на уровне, часто превосходящем мировые стандарты. Возник феномен "брендовых" школ. Заветные номера "вторая", "двадцатая", "сорок пятая", "пятьдесят седьмая" и так далее знает каждый родитель, всерьез озабоченный проблемой обучения своего ребенка.

Конкурсы в эти школы выше, чем во многие университеты. И это не только в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько сильных школ есть в любом регионе. В них сегодня воспитывается будущая российская интеллектуальная элита.

В чем феномен "брендовых" школ? В том, что, соединив в одном месте дополнительные материальные ресурсы (из бюджетных или "родительских" фондов) и мощные педагогические коллективы, они, не будучи связаны необходимостью натаскивать выпускника на сдачу формальных и усредненных тестов, получили возможность смело экспериментировать с программой и методикой обучения, создавая иногда шедевры педагогического искусства.

Выпускники этих школ украшают сегодня лучшие учебные заведения мира (увы, в России им пока места нет из-за упадка высшего образования), в некоторых случаях за них идет борьба между западными университетами.

Конечно, в процентном отношении таких школ немного, но они являются золотым фондом нашего образования, тем зародышем, из которого при желании можно было бы развить свою оригинальную и передовую систему народного образования.

И именно по этим школам, по этому золотому запасу российского образования ЕГЭ наносит сокрушительный удар. Теперь вся эта свобода творчества будет существенно сужена и в погоне за баллом в лучших российских школах, как и в худших, займутся натаскиванием, бесконечным переписыванием тестов.

Плохое будет, как у всех, своего хорошего не станет, а чужое хорошее не добавится, так как почва для этого отсутствует. Не приобретя ничего от механического заимствования ЕГЭ, мы потеряем, по всей видимости, то немногое, что смогло выжить и развиться на скудной почве российского народного образования, что многие годы было гордостью нашей страны.

Либеральный эгоизм

Сегодня мы как-то отвыкли от принятия идеологически мотивированных решений. Сейчас практически каждый шаг государства обусловлен теми или иными экономическими интересами.

В этом смысле "продавливание" ЕГЭ вопреки здравому смыслу и сопротивлению общественного мнения является политическим рудиментом эпохи, которую страна уже один раз пережила.

Мы это уже видели - идея, заимствованная из чужого опыта, перенесенная в совершенно неподходящую для нее и, по крайней мере, неподготовленную почву, и воплощаемая в жизнь, невзирая ни на какие политические потери.

Дело либеральных реформаторов-западников живет и побеждает в одном отдельно взятом секторе социальной политики, несмотря на то что правительственный курс в целом является откровенно нелиберальным.

Нет ничего плохого в либерализме, если он сочетается с творческим подходом к действительности и исключает фанатизм.

К сожалению, русское ЕГЭ оказалось воплощением закомплексованного ЭГО русского псевдолиберализма, вознамерившегося в одночасье превратить Россию в Британию. В этом конкретном случае давайте лучше останемся самими собой.

Напрасная жертва

Дело не в том, что мы приносим сегодня поколение школьников в жертву эксперименту с неочевидными перспективами. Дело в том, что ЕГЭ - это напрасная жертва.

В России не бывает маленьких идей, что ни идея - то революция. Одна беда - их производство осталось кустарным. Поэтому все наши глобальные идеи воплощаются в жизнь с местечковым фанатизмом. Прямо как у Высоцкого: "Если я чего решил, то выпью обязательно..." Однако в таком важном деле, как реформа народного образования, стоило бы притормозить. Судя по настрою общественного мнения, напиток не совсем нектар.

Никто не будет отрицать - проблема реально существует, и наша образовательная система (но не образование! - об этом позже) не отвечает требованиям времени. Но она ВСЯ им не отвечает, а не один только отдельно взятый порядок аттестации выпускников школ.

Наша отставание в образовании есть результат системного сбоя. Он обусловлен архаичностью экономической, правовой и организационной основ начального, среднего и высшего образования. Поэтому результативными могут быть только системные изменения, а не частные решения, касающиеся одного, пусть и такого важного элемента, как аттестация.

Во времена перестройки был такой анекдот. Скандальный посетитель требует в парикмахерской жалобную книгу. Заведующий спрашивает его: "Что вам не нравится?" В ответ слышит раздраженное: "Все". "Может быть, вам страна не нравится, может быть, вам правительство не нравится?" - продолжает заведующий. И, услышав утвердительный ответ, спрашивает: "Так почему вы решили начать с нашей парикмахерской?"

Хочется спросить Министерство образования: "Так почему вы решили начать именно со школьных экзаменов?" Наши экзамены не так плохи хотя бы потому, что они органичны для нашей системы образования. Лучше бы их не трогать, а то получится как с водкой у Горбачева... Кумиры и подражатели В поисках гениев

По моему мнению, единый и в Англии не сахар. Он примитивизирует процесс обучения, делает его односторонним, заточенным исключительно на успешное написание итоговых тестов. Настоящей творческой педагогики в ведущих британских школах гораздо меньше, чем в лучших российских, и поэтому качество школьного образования у нас зачастую не ниже, а выше, чем в Британии.

В Британии, однако, "жертва" не напрасна. Там существует система, которая не сводится к написанию тестов и их оценке, и в этой системе у единого государственного экзамена есть свое место. Здесь школа вторична, а университет первичен. Ограничение свободы творчества в школе сделано ради достижения конечного результата.

О британском образовании можно писать бесконечно. Я бы обратил внимание только на три его черты, касающиеся обсуждаемого предмета.

ЕГЭ в Англии не более чем важный индикатор. Его результаты для университетов не догма, а руководство к действию. Университеты выбирают себе студентов по итогам собеседования с учетом результатов ЕГЭ, имея полную свободу выбора.

Если Оксфордскому университету по итогам собеседования понравился выпускник с одним "А" (аналог нашего "отлично") и двумя "С" (аналог нашего "удовлетворительно"), потому что его сочли гением, то он будет принят вместо десяти отличников, получивших одни "А". ЕГЭ позволяет университетам легче ориентироваться и выбирать лучших.

С этой же целью в стране существует национальный рейтинг школ, ведение которого - одна из самых важных задач в сфере управления образованием. Судьба выпускника во многом зависит и от того, как он окончил школу, и от того, какую он окончил школу. Рейтинг школы такой же важный индикатор, как и результаты ЕГЭ. Поэтому, кстати, у школ имеется стимул бороться за место под солнцем. Чем выше место, тем больше средств.

Торопиться не надо!

У университетов есть время для того, чтобы определиться с выбором будущих студентов, поскольку школьники сдают ЕГЭ в два этапа: после двенадцатого и после тринадцатого классов (предпоследний и последний годы обучения).

После получения результатов первого экзамена потенциальный абитуриент делает заявку на поступление в интересующие его вузы по определенной специальности (указывая до пяти позиций). Эта информация находится в открытом доступе для всех университетов.

Специальные комиссии в них просматривают все заявки и приглашают тех, кто их заинтересовал, на собеседование. Причем могут пригласить и того, кто к ним заявку не подавал.

По итогам собеседования может быть сделано предложение, как правило, условное. Если на выпускных экзаменах учащийся школы получил результат не меньше оговоренного в приглашении, он автоматически зачисляется в университет.

Важно то, что отбор абитуриентов в университет длится здесь практически непрерывно полтора года, и занимаются этим специальные команды профессионалов, работающих на постоянной основе. Это даже не наука, это - искусство. ЕГЭ - важная, но не единственная часть запутанной и сложной системы. Вне ее ЕГЭ является бесполезным усложнением процесса обучения.

О том, как организована в Англии сама сдача ЕГЭ, какие драконовские меры контроля установлены, не хочу даже писать. В России это не будет понято. Отмечу только, что в стране с населением в два с половиной раза меньше нашей, в которой ЕГЭ сдается десятки лет, на проверку работ уходит все лето, и результаты школьники узнают только в конце августа. При этом из года в год здесь растут нарекания по поводу качества проверки и объективности оценок.

Понятно, что "ускоренная возгонка" результатов ЕГЭ в России возможна только потому, что весь процесс проверки полностью профанирован. Мне он напоминает ситуацию, описанную в фантастическом романе Лао Шэ, слова которого вынесены в эпиграф к этой статье: "Тогда была проведена кардинальная реформа, согласно которой день поступления в школу считался одновременно днем окончания университета".

Источник: Аргументы недели

Первые итоги ЕГЭ по биологии и информатике – четыре региона на подозрении

ЕГЭ - единственный и обязательный выбор выпускников

ЕГЭ порождает коррупцию и вредит экономике в период кризиса - эксперты

ЕГЭ: за, против и воздержавшиеся

Страх перед ЕГЭ довел школьников до побега

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >