Газовый трубопровод в обход России: страны Центральной Азии проект не подписали
8 мая между Евросоюзом и Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом было подписано соглашение, призванное ускорить строительство Nabucco, газового трубопровода в обход России...
8 мая между Евросоюзом и четырьмя странами - Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом было подписано соглашение, призванное ускорить строительство Nabucco, трубопровода для поставок природного газа в обход России. Документ был подготовлен в рамках состоявшегося в Праге саммита "Южный коридор - новый шелковый путь".
Наблюдателями при подписании договора выступили США, Россия и Украина, сообщает rbc.ua.
В проекте декларации говорится, что участвующие в проекте газопровода Nabucco заинтересованные стороны, в том числе страны ЕС, Турция и бывшие среднеазиатские республики СССР, сделают все для подготовки межправительственного соглашения по Nabucco, чтобы подписать документ "до июня 2009 года", передает AP.
В соответствии с договором, стороны должны заключить долгосрочные сделки по строительству - трубопроводов и разрешить споры, которые задерживают реализацию проектов. Таким образом, подписание соглашения позволит ЕС в дальнейшем существенно снизить зависимость от поставок российского газа.
Подписались не все
Однако такие важные страны-экспортеры "голубого топлива" из Центральной Азии, как Казахстан, Туркмения и Узбекистана пока отказались подписать декларацию под предлогом того, что документ "требует значительной доработки".
Вопреки первоначальным сообщениям, в саммите не участвовал Ирак.
В результате остается неясным, откуда именно должен поступать газ, который призван сделать Европейский Союз более независимым от России, отмечает агентство AFP.
Турция согласилась поддержать проект "Набукко" лишь в том случае, если будет достигнут прогресс на ее переговорах о вступлении в ЕС. Правда, до конца июня в Турции планируется подписать соответствующий основополагающий документ.
В итоге помогать ЕС в реализации проекта согласились лишь 4 важных транзитных государства: Турция, Египет, Грузия и Азербайджан.
Nabucco – в обход России
В настоящее время топливо в Европу Россия поставляет в европейские страны около 25% (20% - согласно западным источникам) необходимых им объемов газа.
Однако европейские страны уже давно пытаются снизить энергозависимость от России. А небезызвестные августовские события 2008 года и январский газовый конфликт с Украиной в начале этого года лишь подтолкнул ЕС к дальнейшей консолидации усилий в направлении поиска альтернативных энергопоставок.
Один из таких проектов предполагает строительство магистрального трубопровода Nabucco для транспортировки природного газа из Средней Азии и прикаспийского региона в Центральную Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию.
Ожидаемая мощность трубопровода – 30-31 млрд кубометров газа в год – около 5% всего необходимого Европе газа или одна пятая (одна четвертая часть согласно западныим СМИ) российских поставок газа в Европу. Стоимость проекта оценивается в $12 млрд.
Ввод трубопровода Nabucco в эксплуатацию намечался на 2011 г., однако впоследствии был перенесен на 2013 г. Первая фаза строительства газопровода Nabucco начнется уже в 2010 г. и включает в себя прокладку трубопровода протяженностью 2 тыс. км между Турцией и Австрией.
Главное - ввязаться
Вопрос о Nabucco осложняется тем, что не совсем понятно, чей газ он должен транспортировать в Европу. Судя по всему, ЕС намерен придерживаться принципа "главное ввязаться, а там видно будет ", а точнее, исходить из ожидания того, что для реально строящейся трубы найти поставщиков будет проще.
Пока же азербайджанского газа на него не хватит - экспортные возможности Азербайджана - это, примерно, 10-15 млрд кубометров в год. Кроме того, этот газ сегодня транспортируется в Турцию и частично в Грузию. Нет оснований думать, что Турция и Грузия откажутся от азербайджанского газа.
Кроме Азербайджана сущестуют еще два потенциальных экспортера: Туркмения и Иран.
Политическая ситуация вокруг Ирана пока, со всей очевидностью не позволяет рассматривать его в качестве реального поставщика, но опять-таки времена меняются, и полностью исключать его в будущем нельзя.
Что касается Туркмении, то недавно было опубликовано сообщение о том, что там были подтверждено наличие очень крупных запасов газа на месторождении Южный Иолотань - Осман, где-то от 6 до 9 триллионов кубометров. Если это так, то одной Туркмении будет практически достаточно, для заполнения газопровода.
Правда, по оценкам экспертов, для этого потребуются дополнительные огромные капиталовложения - от $10 до $12 млрд, и строительство дополнительной ветки - Транскаспийского газопровода. Тогда, Туркмения может экспортировать в Европу где-то 25-30 миллиардов кубометров в год.
У самого туркменского руководства нет средств для освоения месторождения Южный Иолотань и строительства внутреннего газопровода между востоком и западом Туркмении.
Возможно, Туркмениямогла бы при необходимости перенаправить на Запад и существующие запасы. Сейчас основными ее экспортерами являются Китай и "Газпром", закупающий у Туркмении газ для дальнейших поставок на Украину, но Туркмения могла бы поставлять больше.
Кроме того, Украина сильно сократила импорт газа, а усиливающиеся разногласия между "Газпромом" и Туркменией из-за экономической нерентабельности таких закупок подогревают возрастающий интерес Туркмении к Nabucco.
США помогут?
США поддерживают проект газопровода Nabucco, который пойдёт в обход России, исключительно из экономии и конкуренции. Об этом в интервью радиостанции Эхо Москвы заявил заместитель помощника Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза.
На саммите в Праге он уточнил: "нельзя, чтобы был только один монополист, который занимается транзитом газа". Кроме того, по его словам, проект Nabucco на 40 – 50% дешевле "Южного потока".
"Восток-запад": Россия и Туркмения на гране газовой войны?
Россия -Туркмения: труба не выдержала напряженности и взорвалась
Газопровод Nabucco возвращен в список приоритетных проектов Евросоюза
За газ, но не российский - Европа, Азия и США выступили в поддержку Nabucco
Евсюков & Компания : "Вслед за мной паровозиком пойдут мои начальники"
Штраф водителям, не уступившим дорогу пешеходам, увеличен до 1000 рублей