Война за Арктику: вероятность или неизбежность?

Война за Арктику: вероятность или неизбежность?

Руководитель российского Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок не исключает, что борьба за арктический шельф чревата серьезными конфликтами...

В арктическом шельфе, как предполагают ученые, могут залегать огромные запасы нефти и газа, не говоря уже о минеральных ископаемых. Пока Арктика была покрыта льдом, она не пользовалась популярностью, но по мнению многих экспертов, таяние льдов в Арктике из-за глобального потепления сделает ее регионом более доступным для освоения.

Так, руководитель российского Центра военного прогнозирования и автор статьи "Битва за Арктику. Необъявленная война за ресурсы уже идет" Анатолий Цыганок не исключает, что борьба за арктический шельф чревата серьезными конфликтами. Таяние снегов может облегчить навигацию на Севере и открыть новые транспортные пути.

В свою очередь, главная арктическая магистраль России - Северный морской путь (исторически Северо-Восточный проход), по оценкам гарвардского климатолога Роберта Корелла, к 2050 году, возможно, будет открыта 100 вместо нынешних 20 дней в году.

Сейчас уже канадцы и американцы спорят о том, кому принадлежит Северо-Западный проход, потому что он может сократить время в пути на 3-4 недели. В 2007 году Северо-Западный проход у берегов Северной Америки неожиданно стал судоходным: в регионе наблюдалось беспрецедентное таяние ледников.

Проход считается самым коротким морским путем из Европы в Азию, и, на первый взгляд, сулит колоссальное сокращение расходов на перевозки. В настоящее время за контроль над Арктикой активно борются пять государств, имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану, - Россия, Канада, США, Норвегия и Дания.

Всего о желании вести разработки арктического шельфа заявили более 20 государств.

Пока, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, ни одно государство не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но примыкающие к Ледовитому океану страны имеют право на "исключительную экономическую зону", границы которой устанавливаются в 200 морских милях от берега. Эта зона может быть расширена, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории.

Россия уже подавала заявку в ООН на расширение своей экономической зоны, но получила отказ "за недостаточностью доказательств". Россия водрузила флаг на дне океана на Северном полюсе В 2007 году российская экспедиция во главе с самым известным исследователем России Артуром Чилингаровым провела исследования на дне океана в районе Северного полюса и установила там российский флаг.

"Арктика принадлежит России, - заявил Чилингаров ранее. - Мы должны доказать, что Северный полюс является продолжением российского берегового шельфа". Россия утверждает, что подводная гора, известная как Хребет Ломоносова, является продолжением российской территории.

По ее мнению, это оправдывает ее претензии на треугольный участок океана, простирающийся до Северного полюса, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. По итогам экспедиции Москва заявила, что появились доказательства принадлежности хребта Ломоносова российскому континентальному шельфу.

Канадский МИД назвал экспедицию России "шоу", а бывший президент Владимир Путин заявил, что "мы защищаем свои интересы, хотим доказать наши права, собираем доказательства для открытого и предметного диалога на этот счет, и будем действовать и дальше так в рамках существующих международных процедур".

"Установление российского флага на Северном полюсе в юридическом смысле имеет очень мало смысла, - говорит в интервью BBCRussian.com Дуглас Брубейкер, исследователь норвежского Института Фритьофа Нансена. - Это больше символическое действие. Россия уже подавала заявку на шельф в ООН, и та была отклонена. Сейчас Москва готовит новую заявку".

Правда, не все, даже в России, считают этот шаг оправданным с политической точки зрения. Так, глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в интервью BBCRussian.com сказал, что пока нет уверенности в достаточности этих свидетельств.

"То, что мы подняли флаг, только возбудило остальные арктические государства", - говорит Цыганок. "По мнению юристов, нужно доказать примерно 20 тыс. участков с помощью эхолота (гидроакустического навигационного прибора).

Россия пока еще обследовала только около 10 тыс. участков, - поясняет он. - Были предложения использовать военно-морской флот, подводные лодки, и, может быть, даже эхолоты, которые имеются на рыболовецких судах".

В то же время Цыганок подчеркнул, что Россия будет настаивать на продлении срока для сбора доказательств "того, что эта часть Северного Ледовитого океана принадлежит России".

"Мы выступаем за международное сотрудничество в Арктике, но свое мы никому не отдадим, Россия прирастает Арктическим шельфом", - сказал на одном из конгрессов ведущий российский полярник Артур Чилингаров.

США, Канада и другие забеспокоились

В свою очередь, как отмечают западные СМИ, в ответ на экспедицию Чилингарова Канада удвоила финансирование картографических исследований в Арктике до 40 млрд. долларов. Кроме того, Канада планирует открыть арктический военный учебный центр в Резолют-Бей для проведения тренировок в условиях низких температур, глубоководный порт на острове Баффинова Земля, а также построить флот патрульных кораблей для охраны северных вод.

На Западе опасаются, что Россия стремится расширить область контроля над энергоресурсами в обход международных соглашений. В частности, Запад озабочен присутствием в Арктике российских атомных ледоколов, которые по численности затмевают британские и американские суда, не оснащенные к тому же атомными установками, пишет Daily Telegraph.

"Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, - члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями", - заявил в интервью Daily Telegraph министр обороны "теневого кабинета" Великобритании Лайэм Фокс.

Перевод диалога об освоении территории вечной мерзлоты в военную плоскость удивляет не всех. "Сейчас НАТО решает проблемы не военные, а экономические: последние два года НАТО решает только проблемы энергетики", - считает глава российского Центра военного прогнозирования. Ледяная война или риторика?

Между тем, Дуглас Брубейкер, норвежский специалист в области юрисдикции Арктики считает, что в этом регионе всегда был примерно одинаковый баланс сил. "США, как и Россия, посылают атомные подлодки в Арктику. И, по крайней мере, во времена холодной войны, это делали Франция и Великобритания. Я думаю, что газеты раздувают конфликт. Даже тогда на пике конфликта, которого сейчас нет, между США и СССР была "горячая линия".

К тому же в итоге стороны пришли к соглашениям - например, о спасении популяции белого медведя", - говорит эксперт. Что касается атомных ледоколов, то, по словам Брубейкера, на Западе озабоченность вызывает скорее экологический аспект, поскольку использование этой техники сильно повышает риск загрязнения среды.

Неизбежное сотрудничество?

Серьезные исследования арктического дна, как и разработка технологий, не по карману большинству стран, создание коалиций - вероятный сценарий.

В России арктические исследования финансируются недостаточно. Это значит, что создание коалиций - вероятный сценарий.

За последние 20 лет ледокольный флот сократился на 90%, количество метеостанций в районе Северного морского пути - почти наполовину, чилингаровский институт стал получать финансирование только в последние годы, говорит Анатолий Цыганок. В этой ситуации Москва ищет партнеров.

"Я не знаю, как шельф будет разрабатываться, потому что возможности пока у России нет, и мы заинтересованы в сотрудничестве", - отмечает военный эксперт.

Пока сотрудничество Москве предлагают китайцы, которые впервые обследовали Арктику на своем ледоколе "Снежный дракон". В отсутствие технологий добычи нефти на глубине в несколько километров борьба за арктические недра сегодня - во многом борьба за отдаленные перспективы.

Сколько продлится потепление в Арктике - неизвестно (российские ученые прогнозируют 50-80 лет), и сделает ли оно навигацию на Севере прибыльной - также вопрос.

Международное судоходство

Многие страны занимают выжидательную позицию. Норвегия, по словам Брубейкера, следит за глобальным потеплением и готовится контролировать свою экономическую зону, если увеличится проход транспорта там, где растают льды.

"Но не похоже, что делаются большие экономические прогнозы", - говорит исследователь. По его словам, лед, скорее всего, начнет активно таять именно вдоль российского Северного морского пути, и возникает вопрос об открытии международного судоходства.

Россия заинтересована в том, чтобы иностранные суда шли по этому маршруту, но, как отмечает Анатолий Цыганок, "доработанных соглашений на этот счет пока нет - кто будет проходить, как это будет оплачиваться".

По словам же норвежского специалиста, "Россия в этом смысле - темная лошадка. Основная проблема в том, что пока за 15 лет Россия не сделала сборы (за использование морского пути) конкурентоспособными".

Зарубежные судовладельцы пока считают нерентабельным использование этого маршрута - очень привлекательного с точки зрения экономии времени - из-за высоких тарифов и рисков.

Но и Северо-Западный морской путь, ставший судоходным благодаря потеплению, не слишком заманчив для иностранных судов, говорит Брубейкер. По его словам, Канада также установила строгий ограничительный режим, но он касается не сборов, а непомерных экологических требований к судам.

"Мне кажется, что международное судоходство, если будет возможность, останется за пределами исключительных экономических зон, как России, так и Канады, потому что оба режима налагают слишком много ограничений", - резюмирует норвежский эксперт.

Источник: BBC Russian

Американцы посчитали и прослезились: Россия + Арктика = газовая супердержава

Ученые бьют тревогу: уровень мирового океана растет в 2 раза быстрее

Подготовка к войне: Россия и ОДКБ создаст в Центральной Азии мощную группировку войск

Павел Глоба: кризис продлится до 2020 года, но...

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >